Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Recherche»

№ 5 (1252), май 2007

Центральным событием Десятого «Московского форума», бесспорно, стало участие фрайбургского ансамбля «Recherchе». Его участники не только продемонстрировали виртуозное мастерство в исполнении сольного и ансамблевого репертуара, но и провели мастер-классы по каждому инструменту и по игре в современном ансамбле.

«Recherche», появившийся более двадцати лет назад (1985), считается сейчас одним из ведущих ансамблей в мире, работающих в области новой музыки. Это доказывают как бесконечный ряд премьер, в том числе сочинений, созданных специально для него, так и приглашения от крупнейших фестивалей и форумов новой музыки — в Донауэшингене, Дармштадте.

Ансамбль «Recherсhe«

Ансамбль «Recherсhe«

Сейчас в составе ансамбля девять музыкантов: струнное трио — Мелиса Меллингер, Барбара Маурер и Аза Экерберг (последняя влилась в коллектив недавно в связи с переходом в Ардитти-квартет виолончелиста Лукаса Фельса); духовое трио — Мартин Фаленбок (флейта), Хайме Гонсалес (гобой) и Шизуйо Ока (кларнет); а также ударник Кристиан Дирштайн и пианисты Жан-Пьер Коло и Клаус Штеффес-Холландер (единственный из участников, кто не приехал в Москву).

Интернациональный состав, помноженный на разные школы игры, отличает звучание этого ансамбля особым качеством — свежей палитрой красок. То новое, что возникает в результате их совместной игры, вносит азарт и в работу, и в мир человеческих взаимоотношений. Вместе они не только на сцене — это настоящая группа единомышленников, служащих общему делу. Заглянув на их интернет-сайт, который ведет, кстати, гобоист Хайме Гонсалес, к удивлению можно обнаружить, помимо информации о концертах, «путевые записки» — впечатления от прошедших выступлений или гастролей. Например, рассказ альтистки Барбары Маурэр о поездке в марте этого года в Тбилиси: о трудностях дороги, отношении местной профессуры к новой музыке, грабительском нападении на улице, помощи коллег по ансамблю, общении с полицией и многом другом. Им интересно общаться в процессе игры, стимулировать друг друга личными успехами. Не менее интересно — следить за тем, как работают коллеги по цеху. Во время концертов других участников «Московского форума» музыканты Recherche были в зале, пожалуй, самыми внимательными слушателями.

То, что они продемонстрировали в своих выступлениях, было, по меньшей мере, удивительно. Абсолютное качество ансамбля, игра на одном дыхании, яркость музыкальных характеров, виртуозная техника и ясное слышание всей партитуры, — всё это производило особенно сильное впечатление в последнем концерте из сочинений композиторов спектрального направления. Все участники играли вместе, полным составом из восьми человек (без дирижера!). Такое возможно только в одном случае: если каждый исполнитель играет по партитуре, знает и слышит ее насквозь.
В центральном концерте ансамбля «Recherche» каждый участник демонстрировал возможности в сольной пьесе, одновременно своим исполнением «дорисовывая» очередной штрих к портрету Сальваторе Шарино. С этим итальянским композитором у Recherche особые отношения. С момента возникновения ансамбля в его репертуар вошли все соответствующие по составу сочинения Шарино, а затем композитор написал специально для него ряд произведений: «Стена горизонта»; Трио для флейты, английского рожка и бас-кларнета.

Концерт, в котором участники ансамбля представили различные варианты камерных ансамблей, включал в себя два струнных трио — позднее Трио ор. 45 Шёнберга и раннее (предваряющее ор. 1) Хельмута Лахенмана. При сопоставлении двух сочинений, которые отделяют друг от друга всего 20 лет, четко проступал след исторической преемственности. Трио Шёнберга, по мнению многих исследователей, весьма «странное», собранное из обилия малых тематических построений с повторами, устроенное по абсолютно точному додекафонному принципу, звучало как настоящая классика, полная ярких, живых, подвижных характеристик, жанровых жестов, интонаций. В то время как в исполнении Трио Лахенмана чувствовалось, как на ощупь исследуются пути в сферу нового звучания, новых характеристик, свойственных музыке этого композитора.

Словно в доказательство того, что музыка для них — это всё, что было написано за время существования традиции, музыканты «Recherche» с таким же интересом играют музыку предшествующих эпох. В заключение своих выступлений они позволили убедиться в этом и публике, сыграв на «бис» уже не Шарино или Лахенмана, а Генри Пёрселла.

Ольга Пузько

Поделиться ссылкой: