Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Битва за идею

№ 3 (1250), март 2007

В 2006 году вышел в свет фундаментальный труд профессора Юрия Николаевича Холопова (1932–2003) «Введение в музыкальную форму» (научная редактура и подготовка текста к печати Т. С. Кюрегян и В. С. Ценовой). Исследование представляет первую часть создававшегося Юрием Николаевичем исторически полного Учения о музыкальной форме, которое должно было охватить «как самые общие эстетико-философские вопросы, так и практические рекомендации к анализу, как весь доступный этап до Нового времени — включая античность, так и весь послеклассический — вплоть до “животрепещущей” современности» (От редакторов).

К работе над грандиозным замыслом ученый приступил в середине 1960-х годов и продолжал трудиться над ним вплоть до последних дней жизни. Оставив свой Opus Magnum незавершенным, Ю. Н. Холопов вместе с тем сформулировал его ключевые позиции, дающие четкое представление о взглядах ученого на коренные вопросы музыкального бытия, цели искусства и задачи учения о форме.

В первой части исследования рассматриваются проблемы общего характера: понятие формы, условия ее существования, основы формообразования и классических музыкальных форм (во второй части Учения предполагалось обсуждение доклассических форм, в третьей — музыкальных форм XX века). Ю. Н. Холопов последовательно отстаивает линию «по восстановлению подлинного высокого значения категории музыкальной формы как средства воплощения музыкальной красоты, специфичной для сущности искусства звуков», и восстает против «засилья схематизма и отрыва от интонационной мотивированности в понимании формы». Десятилетиями Юрий Николаевич боролся за замену курса «Анализа музыкальных произведений» на традиционную для отечественного образования «Музыкальную форму». Материал книги дает новые веские аргументы в пользу такой замены. Как отмечают научные редакторы, Юрий Николаевич «бился не только за “имя” <…>, но и за открытые классической теорией принципиальные положения. <…> они медленно, но верно восстанавливались Холоповым в отечественном музыкознании, приобретая — в его руках — новое состояние, достойное третьего тысячелетия».

В связи с исключительной важностью затрагиваемых в книге положений целесообразно инициировать ее специальное обсуждение с целью дальнейшего совершенствования курса музыкальной формы в высших музыкальных учебных заведениях. Итоги такого обсуждения будут иметь принципиальное значение не только для дальнейшего преподавания музыкальной формы как учебной дисциплины, но и для отстаивания и развития национальной культуры. Традиции преподавания системы классических форм, которую Ю. Н. Холопов считал одной из величайших ценностей западной цивилизации, — прочная основа для защиты идеалов подлинного искусства и противостояния низкокачественным образцам массовой культуры.
Высокая научно-практическая ценность книги позволяет рекомендовать ее широкому кругу читателей.

Елена Доленко

Поделиться ссылкой: