Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Память о добрых делах должна жить долго…»

№ 8 (1273), ноябрь 2009

НикольскийИмя композитора, регента, музыкального этнографа, теоретика хоровой культуры, дирижера и педагога (с 1928 г. – профессора) Московской консерватории Александра Васильевича Никольского (1874-1943) стоит в первом ряду среди выдающихся представителей русского хорового искусства.

А. В. Никольский родился в селе Владыкино Пензенской губернии в семье сельского священника. Огромная любовь к певческому искусству, сформировавшаяся уже в раннем детстве, привела его в знаменитый Пензенский архиерейский хор, которым руководил в то время А. В. Касторский. По окончании Пензенской духовной семинарии Никольский поступил в московское Синодальное училище, где учителями его были В. М. Орлов, А. Д. Кастальский, С. В. Смоленский, С. Н. Кругликов, а затем в Московскую консерваторию, откуда перешел в Филармоническое училище, завершив образование со званием свободного художника по теории композиции.


С 1909 г. А. В. Никольский заведовал московскими регентскими курсами и одновременно был руководителем курсов общества любителей церковного пения. Вместе с Н. М. Данилиным, А. Д. Кастальским, П. Г. Чесноковым и А. В. Александровым он стоял у истоков кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. Обладая огромными познаниями в области певческого искусства, недюжинным ораторским талантом и литературным даром, Никольский читал студентам лекции по истории хоровой литературы. До революции он ежемесячно печатался в таких журналах, как «Вестник воспитания», «Музыкальный труженик», «Музыка и жизнь» и «Хоровое и регентское дело». Уже на склоне лет, в 30-е годы, был приглашен возглавить Ансамбль военно-воздушных сил.

Никольский оставил богатое духовно-музыкальное и теоретическое наследие. В числе написанных им книг – «Формы русского церковного пения», «Объекты, принципы и план анализа хоровой литературы», «Методика анализа хоровой литературы и обработок народной песни», «Учебное пособие по истории и анализу хоровой литературы», «Что надо знать дирижеру-хоровику о литературе своей специальности»… Он был большим знатоком и детского хорового пения, написав учебник по теории пения в школе (совместно с Н. Д. Кашкиным), а также пособие для регентов «Голос и слух хорового певца» и методическую разработку «План практических занятий пением в школе и хоре».

Музыкальные сочинения Никольского – пример блестящего знания природы певческого звука и мастерства хорового письма. Композитор значительно расширил исполнительские возможности хора, обогатив палитру звучания новыми красками и смелыми диссонантными гармониями. Помимо отдельных духовных хоров ему принадлежат такие циклы, как «Литургия преждеосвященных даров», «Всенощное бдение», «Литургия Св. Иоанна Златоуста», «Венчание», «Песнопения Страстной Седмицы», «Песнопения Святой Пасхи», которые соседствуют в его творчестве с небольшими песнопениями – «Литийными стихирами», стихирой Благовещению «Совет превечный», «Рече Господь» и др.

23 октября – в честь 135-летия А. В. Никольского – хор Московской консерватории под управлением Станислава Калинина исполнил сочинения русских классиков от Д. Бортнянского до А. Эшпая. На сцене Рахманиновского зала, где выкристаллизовались могучий талант и личность Никольского, прозвучали его «Ныне отпущаеши», «Многолетствование» из «Литургии Св. Иоанна Златоуста» и две русские песни в обработке для смешанного хора. Так уже пятое поколение молодых музыкантов выразило свое уважение и благодарность традициям, заложенным в русское хоровое искусство одним из ее корифеев. Сюрпризом для публики стало присутствие в зале внучки композитора Марины Львовны Медведевой (Никольской).

«Память о добрых делах должна жить долго, – процитировал слова К. Б. Птицы проф. С. С. Калинин. – И ближайшим потомкам надлежит вести точный счет достойным свершениям своих старших современников, передавать думу о них последующим поколениям. В формировании традиций – не только почтительная дань живых ушедшим, но и большая сила, воспитывающая человека».

Доцент М. В. Щеславская

Поделиться ссылкой:

Оставить коментарий