Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

День Рождения Альфреда Шнитке

№ 8 (1273), ноябрь 2009

 24 ноября – день рождения композитора Альфреда Шнитке (1934-1998), одного из корифеев музыкального искусства ушедшего столетия.

Музыкальный мир широко отмечает эту юбилейную дату. Масштабные фестивали его музыки – симфонической, камерной, хоровой – проходят во многих странах. Московская консерватория также внесла посильную лепту, чествуя своего знаменитого выпускника. В рамках этого события уже прошло несколько концертов в Малом и Рахманиновском залах, а также хоровой фестиваль проф. Б. Г. Тевлина в Большом.

 

Первый вечер в Малом зале состоялся 3 ноября. Алена Баева (скрипка), Александр Рудин (виолончель) и Владимир Сканави (фортепиано) представили слушателям камерную программу: раннюю Сонату для скрипки фортепиано (1955), впервые прозвучавшую в России, а также Сонату № 2 (Quasi una Sonata) для скрипки и фортепиано (1968), Сонату для виолончели и фортепиано (1978) и «Эпилог» для виолончели, фортепиано и звукозаписи (1993).

Во втором вечере камерной музыки в Малом зале (6 ноября) участие приняли Ирина Шнитке (фортепиано), Александр Ивашкин (виолончель) и Святослав Мороз (скрипка). Обширная программа включала в себя: Сонату для скрипки и фортепиано № 1 (1963), Сонату для виолончели и фортепиано № 1 (1978), Сонату для фортепиано № 2 (посвященную Ирине Шнитке, 1990), «Звучащие буквы» («Klingende Buchstaben», 1988) для виолончели соло (посвященные Александру Ивашкину), Мадригал памяти Олега Кагана (1991) для скрипки соло и Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1985-92).

Оригинальный концерт ансамбля «Студия новой музыки», который прошел 7 ноября в Рахманиновском зале, имел программное название: «(Не)знакомый Шнитке». Александр Ивашкин, всемирно известный виолончелист, автор книг об Альфреде Шнитке, в этом концерте выступил в еще одном своем качестве – дирижера. Солировали Екатерина Кичигина (сопрано), Мона Хаба (фортепиано) и Станислав Малышев (скрипка).

Программа концерта была сделана с большим вкусом и выдумкой, представив слушателям разные стили и направления исканий композитора. В ней были три российских премьеры: «Музыка для камерного оркестра» (1964), юношеские Шесть прелюдий для фортепиано (1953-54) и «Магдалина» для голоса и фортепиано на стихи Б. Пастернака (из романа «Доктор Живаго», 1977). Прозвучали также «Moz-Art» в версии для шести инструментов (1980), Три мадригала для сопрано и камерного ансамбля на текст Франциско Танцера (1980), Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных (1968) и колоритная «Музыка к воображаемому спектаклю» – музыка к спектаклю Юрия Любимова «Бесы» по Достоевскому (1985).

Оставить коментарий