Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пятый Осенний

№ 8 (1273), ноябрь 2009

V Осенний хоровой фестиваль Московской консерватории, созданный его бессменным художественным руководителем профессором Б. Г. Тевлиным, – явление масштабное и уникальное в художественной жизни России. Нынешний фестиваль – «Шнитке и его современники» – посвящен 75-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, выдающегося воспитанника Московской консерватории, всемирно чтимого композитора, чей вклад в мировую музыкальную культуру трудно переоценить.

Программа фестиваля, проходившего Большом зале, включала четыре концерта, в каждом из которых при неизменном стечении огромного числа слушателей звучала музыка Альфреда Шнитке в окружении хоровых произведений его современников, демонстрируя многокрасочную палитру певческого искусства.


28 сентября Академический Большой хор «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением профессора Льва Конторовича исполнил цикл А. Шнитке Три духовных хора: «Богородице Дево, радуйся», «Господи Иисусе Христе», «Отче наш», уже успевший стать за последние годы для любителей хоровой музыки хрестоматийным. 12 октября прозвучали два фрагмента из цикла «Стихи покаянные», написанные А. Шнитке в 1988 году к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в интерпретации Академического хора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова под управлением профессора Людмилы Лицовой.

20 октября Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова во главе со своим художественным руководителем Геннадием Дмитряком исполнила Реквием А. Шнитке. Созданный в 1975 году, в период полного расцвета таланта композитора, «Реквием» – не просто иллюстрация к молитвенным текстам. 14 номеров сложнейшей партитуры передают предельную экспрессивность и глубокий трагизм, пафосный протест и пронзительную чистоту. Понятные каждому символы жизни и смерти, победы и поражения, воплощенные в звуках талантом мастера, не оставляют слушателей равнодушными. Траурная канва заупокойной мессы обогащена смелыми и даже дерзкими стилистическими приемами XX века – «эстрадными» ритмами и необычной инструментовкой (орган, фортепиано, челеста, труба, тромбон, гитара, бас-гитара и большая группа ударных).

В заключительный вечер фестиваля, 9 ноября, музыка А. Шнитке звучала в исполнении двух коллективов. Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова исполнил две пьесы «Куда б ни шел, ни ехал ты» и «Отче наш». Камерный хор Московской консерватории представил слушателям один из шедевров Альфреда Шнитке – Концерт для хора на слова Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений» (1985) – сложнейшее сочинение крупной формы для хора a cappella; в программу была включена третья часть Концерта «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов». За дирижерским пультом обоих коллективов был прославленный профессор Борис Григорьевич Тевлин, который этим концертом отметил 50-летие своей педагогической деятельности в Московской консерватории. Наполненный до отказа зал устроил Маэстро самый горячий прием.

В адрес фестиваля направили приветствия министр культуры РФ А. А. Авдеев, ректор Московской консерватории профессор А. С. Соколов. К концертам фестиваля консерватория выпустила прекрасный буклет «Шнитке и его современники», который подробно повествует о мероприятиях фестиваля и творчестве композитора. Ирина Федоровна Шнитке в своем приветственном слове поблагодарила всех, «кто участвовал в организации и подготовке фестиваля, особенно Б. Г. Тевлина, этого замечательного музыканта, которого Альфред Гарриевич знал лично и высоко ценил». И подчеркнула: «Для Альфреда Шнитке, вся жизнь которого была связана с Москвой, консерваторией и российскими выдающимися музыкантами, самым важным было исполнение его музыки в Москве».

Александр Соловьев,
преподаватель МГК,
директор «Осеннего хорового фестиваля»

Оставить коментарий