Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Открытие поднебесной

№ 7 (1272), октябрь 2009

Камерный хор консерваторииВ августе этого года состоялись первые в истории Камерного хора Московской консерватории гастроли в Китайской Народной Республике.
Коллектив под управлением профессора Б. Г. Тевлина был приглашен Национальным центром исполнительских искусств Китая для участия в международном Августовском хоровом фестивале.

Этот престижный форум ежегодно собирает ведущих мастеров певческого искусства со всего мира. Его концерты пользуются повышенным вниманием как филармонической публики, так и средств массовой информации. В Фестивале–2009 приняли участие коллективы из Великобритании, Филиппин, Гонконга, Тайваня, КНР. Камерному хору Московской консерватории выпала ответственная и почетная задача быть первым за время существования пекинского певческого форума представителем России. Голоса русских певцов должны были зазвучать под сводами недавно открытого громадного концертного зала Центра исполнительских искусств, расположенного на ставшей одним из символов Китая площади Тяньаньмень. Все эти обстоятельства внушали как особый интерес к предстоящим гастролям, так и чувство большой творческой ответственности.

Репетиционный цикл, предшествовавший поездке, был как всегда кратким и одновременно емким: за две недели напряженных занятий были подготовлены две разноплановые концертные программы. Первая из них была преимущественно посвящена отечественной духовной и светской музыке a cappella, обработкам народных песен. В основе второй лежали российские песни военных лет, а также произведения зарубежных авторов. В обоих концертах звучали также чудесные китайские песни: «Восходит месяц» в обработке Цай Юйвэня и «Песня пастуха» в обработке Цюй Сисяна, исполнявшиеся на языке оригинала.

Камерный хор консерваторииПредельная собранность и нацеленность на конечный результат, подлинная любовь к избранной профессии студентов и аспирантов Московской консерватории помогли преодолеть трудности перелета и напряженный график гастрольных дней. Кроме того, пекинские выступления Камерного хора стали непростым, но успешным творческим экзаменом для талантливого китайского дирижера Ли Чена, заканчивающего в этом учебном году аспирантуру в классе профессора Б. Г. Тевлина. Ему наставник доверил открыть один из концертов исполнением сочинений П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

Оба концерта прошли на подлинно творческом подъеме, соединяя высокое вдохновение музыкантов с воодушевлением и сопереживанием необыкновенно чуткой пекинской публики. Вот что говорилось несколько дней спустя в культурном обзоре Международного радио Китая: «Замечательное исполнение хора под управлением Бориса Тевлина вызвало большой отклик в сердцах китайских слушателей. Выступление позволило старому поколению китайцев, которое с любовью относится к России, вспомнить мелодии прошлых лет, а молодому поколению китайцев познакомиться с российской культурой».

Певцы Камерного хора со своей стороны активно знакомились с древней и одновременно вечно юной китайской культурой. Любую свободную минутку мы старались посвятить осмотру величественных императорских резиденций, дивных храмов и причудливых, извилистых улиц китайской столицы, а также общению с удивительно приветливыми, открытыми и сердечными людьми, живущими в этом городе. Организаторы фестиваля сделали все, чтобы пребывание Камерного хора в Пекине стало не только максимально комфортным, но и ярким, запоминающимся.

«Открытие Поднебесной» хором профессора Б. Г. Тевлина благополучно совершилось. Хочется поблагодарить Учителя за незабываемые минуты вдохновения, за возможность бесконечно познавать прекрасное как вокруг себя, так и в любимом искусстве, а значит – в глубине своего собственного сердца.

Доцент Е. К. Волков

Оставить коментарий