Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Когда в зале тесно

№ 1 (1266), январь 2009

100-летнему юбилею В.Г.Соколова был посвящен Фестиваль хоровой музыки, организованный кафедрой хорового дирижирования и с огромным успехом прошедший в Рахманиновском зале консерватории. 22 ноября состоялся концерт детских хоровых коллективов Москвы и Подмосковья, в котором приняли участие Московская хоровая капелла мальчиков (руководитель и дирижер – Леонид Баклушин), Капелла мальчиков ЦДШИ г. Химки (дирижер – Юрий Ростоцкий), Концертный хор ДХШ им. А.В.Свешникова г. Коломны (руководитель и дирижер – Мария Стукнина), Концертный хор «Вдохновение» ДХШ №106 г. Москвы (руководитель и дирижер – Ольга Скворцова); в заключение на сцену вышел Хор воспитанников разных лет Детского хора В.Г.Соколова, насчитывающий в своем составе 100 человек (дирижер – проф. Любовь Жарова). 1 декабря выступили учебные и любительские хоры вузов и колледжей России: Хор дирижерско-хорового отделения Академического музыкального колледжа при МГК (руководитель и дирижер – Леонид Павлов), Хоровая капелла «Курск» (руководитель и дирижер – проф. Евгений Легостаев), Камерный хор «Гаудеамус» МГТУ им. Н.Э.Баумана (руководитель и дирижер – проф. Владимир Живов) и Академический мужской хор МИФИ (руководитель и дирижер – Надежда Малявина).

И, наконец, 29 декабря перед ценителями хоровой музыки предстал Хор студентов Московской консерватории (руководитель – проф. С.С.Калинин, ассистент – доц. А.М.Рудневский). В канун новогодних торжеств Рахманиновский зал был полон как никогда. Публика стояла вдоль всех проходов, подпирала стены, сидела на подоконниках… Опоздавшие (или не успевшие захватить место штурмом) толпились в фойе – уже за пределами самого зала. Но, несмотря на временные неудобства, все присутствующие с волнением и трепетом, подчас переходящими в восторженные рукоплескания, внимали происходящему на сцене.
Яркое и пафосное вступительное слово зав. кафедрой профессора С.С.Калинина, произнесенное с огромной любовью к Владиславу Геннадиевичу, настроило слушателей на необыкновенно праздничный и торжественный лад.
В концерте приняли участие студенты-выпускники дирижерского факультета: Е.Антоненко (класс проф. В.В.Суханова), Е.Гурская (класс проф. Б.И.Куликова), М.Ерошкина (класс проф. В.В.Контарева), Н.Зелянкова (класс проф. Б.Г.Тевлина), А.Кашаев (класс проф. Л.З.Конторовича), Н.Комарова (класс доц. А.М.Рудневского), А.Миронов (класс проф. Л.З.Конторовича), Ю.Москвина (класс проф. С.С.Калинина), А.Муравьев (класс проф. В.П.Елисеева), Г.Свирин (класс проф. Б.И.Куликова), А.Серебрянский (класс проф. Б.И.Куликова). Они в очередной раз продемонстрировали высокий профессиональный уровень подготовки и глубокие традиции русской хоровой школы. Юные дирижеры сумели собраться и показать себя с самой лучшей стороны – во владении технической стороной, чувстве стиля и музыкальности прочтения.
В программе прозвучали сочинения классиков XX века – А.Шнитке, Р.Бойко, Н.Сидельникова, В.Белого, И.Якушенко и наших современников – В.Кикты, Е.Подгайца, Р.Щедрина, С.Соснина. На протяжении двух с половиной часов звучали отдельные хоры, мадригалы, фрагменты кантат и хоровых циклов, Ave Maria и «Таня-Танюша»… Слушателей вдохновляли не только разнообразие музыкальных жанров и композиторских почерков, но и поэтические шедевры, взятые за основу сочинений: А.Пушкин и М.Лермонтов, Г.Нарекаци и Г.Лорка, С.Есенин и А.Твардовский. Картину дополнили прекрасно влившиеся в русло академической струи фольклорные опусы – «Последний плач гармошки», «Свадьба» из Сюиты на чувашские темы, «Лирика русской свадьбы» и, конечно, замечательная обработка «Танюши» А.Миронова. Яркое впечатление оставили солисты – А.Капланов, А.Викторова и особенно Н.Павлова, чье эмоциональное и артистичное исполнение фрагментов русской свадьбы многим запомнилось надолго.
Музыкальный вечер украсил сборник сочинений Владислава Геннадиевича «Хоровые произведения без сопровождения и в сопровождении фортепиано», подготовленный кафедрой и выпущенный научно-издательским центром «Московская консерватория», куда вошли как оригинальные хоровые произведения композитора, так и обработки народных песен.
Стоит ли говорить о том, что зал просто купался в звуковой стихии музыки, подчиняясь обаянию исполнителей, их красоте и молодой творческой энергии! Казалось, в уютном Рахманиновском хоровому искусству было тесно… Оно вышло за его пределы, выполняя свое высокое предназначение: объединять и сплачивать людей, а главное – делать их счастливыми.

Мария Макарова

Фото Дмитрия Волкова

Поделиться ссылкой: