Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Авторский вечер

№ 9 (1274), декабрь 2009

Чудова Т.Авторский вечер 26 октября в Рахманиновском зале состоялся юбилейный авторский вечер композитора Татьяны Чудовой. Профессор Т. А. Чудова не нуждается в специальном представлении – ее заслуги отмечены многими наградами и титулами, она энтузиаст раннего композиторского образования, член экспертного совета благотворительных фондов «Новые имена», «Классическое наследие», «Брависсимо»… И, несмотря на масштабную педагогическую и музыкально-общественную деятельность, Татьяна Алексеевна неизменно находится в состоянии творческого поиска. Этим объясняется феноменальная продуктивность автора: ею создано свыше 500 музыкальных сочинений в различных жанрах, и список быстро пополняется. Программа юбилейного концерта тоже состояла в основном из премьерных исполнений.

Праздничный музыкальный вечер начал профессор В. В. Задерацкий, который как всегда ярко и эмоционально рассказал о Татьяне Алексеевне и ее творческом пути. Первое отделение открыла пьеса «Три круга» для виолончели соло. Созданная в 2007 году, она была отобрана из многих других в качестве обязательного произведения для виолончелистов на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. По замыслу автора, заключенному в названии, в этой пьесе одна и та же музыка повторяется трижды: первый раз – певуче, тихо и медленно, второй раз – подвижнее и ярче, третий раз – возбужденно и виртуозно. Виолончелист Дмитрий Волков в своем прочтении мастерски донес этот оригинальный замысел до слушателей.

Игорь Сидельников артистично исполнил премьерное сочинение «Сольфеджио-фантазию» для баритона соло, в котором жанр вокального гротеска дал исполнителю возможность раскрыться в драме и трагикомедии, лирике и гротеске. Следующей премьерой вечера стал «балет» для двух арф «Круги», прозвучавший в прекрасном исполнении ансамбля «Гранд-дуэт» в составе Кристины Рожковой и Анны Шкуровской (дочери Т. А. Чудовой). Особое театральное своеобразие произведению придало использование колокольчика, а также движение исполнительниц по сцене вокруг арф. Эта музыка была написана специально для ансамбля «Гранд-дуэт».

В завершение первого отделения выступил концертный хор МПГУ под управлением его художественного руководителя Александра Соловьева. Прозвучал «Хор без слов» – произведение для смешанного хора, написанное, по словам композитора, с желанием взглянуть на совместное пение хористов по-новому: гармоническая вертикаль устроена в нем необычно – «плачи» в средней части наслаиваются друг на друга, достигая высокой кульминации… Звучание «Хора без слов», большой творческой удачи композитора, оказало на слушателей сильное художественное воздействие.

Второе отделение началось с премьерного исполнения Сонаты для виолончели и фортепиано № 2, написанной по заказу швейцарского виолончелиста Дэвида Пиа – лауреата конкурса имени П. И. Чайковского. Дмитрий Быков, которому соната посвящена, виртуозно ее исполнил, подчеркнув эмоциональность и выразительность этого замечательного инструмента. Еще одной премьерой стала Соната для барабана соло (исполнил Алексей Орлов), в которой ударный инструмент представлен с большой фантазией и знанием его специфики. Мало кому известно, что во время аспирантуры Т. А. Чудова занималась изучением ударных инструментов под руководством В. М. Снегирева.

В финале концертной программы камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением его художественного руководителя Михаила Хохлова преподнес публике два уже известных оркестровых сочинения композитора: концерт-размышление «Последняя колыбельная» для солирующего гобоя и камерного оркестра (2004) и «Трижды об одном» (2004-2005) для флейты и струнного оркестра. Виртуозные партии солирующих инструментов блестяще исполнили сыновья Т. А. Чудовой – Иван Паисов (гобой) и Антон Паисов (флейта), завершив юбилейный вечер в атмосфере большого воодушевления и теплоты.

В. С. Иванова,
преподаватель Академического музыкального колледжа при МГК

Поделиться ссылкой:

Оставить коментарий