Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Московские премьеры Сергея Слонимского

№ 9 (1274), декабрь 2009

Слонимский С.Музыка Сергея Слонимского – признанного ныне классика – звучит в концертных залах с завидной для многих периодичностью. Мало кто из современных авторов может похвастаться подобной творческой плодовитостью, как и столь завидной слушательской востребованностью. Прежде всего речь идет о петербургских премьерах. Так, совсем недавно (10 ноября) в Санкт-Петербургской академической государственной капелле состоялась премьера Девятнадцатой симфонии композитора, в исполнении которой по традиции принял участие коллектив Капеллы под управлением В. Чернушенко. На концерте также прозвучал уже полюбившийся публике Реквием. Переполненный зал не оставил сомнений: Слонимский – любимец меломанов Петербурга.

В Москве же сочинения Сергея Михайловича звучат не столь регулярно. Тем более – авторские вечера с участием композитора. В этом смысле настоящим подарком накануне Дня музыки стал концерт-портрет Сергея Слонимского в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, прошедший при поддержке Польского культурного центра. Реализованный исполнительскими силами ансамбля Московской консерватории «Студия новой музыки» (руководитель – Игорь Дронов), концерт представил слушателям Слонимского совсем другого периода – такого, каким он ворвался в 60-е годы, став одним из истоков свежих авангардных идей.

Прозвучавшие камерные сочинения для различных составов исполнителей в очередной раз продемонстрировали широчайший спектр образов и настроений, таящихся внутри «новой музыки».

Тон был задан с самого начала студенткой Санкт-Петербургской консерватории Анастасией Хрущевой, которая сыграла «Колористическую фантазию» (1972), изобилующую оригинальными способами звукоизвлечения на рояле. Ценным подарком московской публике стал квартет «Антифоны» (1968), с большим мастерством исполненный солистами ансамбля «Студия новой музыки». Это знаковое для своего времени сочинение обозначило интерес композитора к диковинным тогда явлениям – нетемперированному звучанию и особой театрализованной манере исполнения, связанной с перемещением музыкантов по сцене.

Московской премьерой явились «Веселые песни» на стихи Д. Хармса (к его текстам тогда, в 1973 году, Слонимский обратился первым из отечественных композиторов). Солнечный юмористический цикл-шарж начинен «простыми изысканностями» (так охарактеризовал его Д. Шостакович), начиная от текстов и заканчивая составом исполнителей (сопрано, флейта-пикколо, туба и ударные). В образе рассказчика – мальчишки-сорванца – предстала певица Светлана Савенко, мастер перевоплощений, известная любителям современной музыки как непревзойденный интерпретатор не одного десятка новых или малоизвестных вокальных сочинений. В ее же исполнении публика услышала и два абсолютно иных по настроению сочинения – «Польские строфы» для голоса и флейты (1963) и большую вокальную сцену «Из эпоса о Гильгамеше. Прощание с другом в пустыне». Последнее из названных сочинений было написано в 1966 году для голоса в сопровождении фортепиано, но на концерте оно прозвучало для голоса и инструментального ансамбля в редакции ученика Слонимского А. Радвиловича.

Экспрессивный накал и резкость терзающих контрастов определили звуковой образ Сонаты для скрипки и фортепиано (1986), блестяще исполненной солистами ансамбля – скрипачом Станиславом Малышевым и пианисткой Натальей Черкасовой. Самым поздним по времени написания из прозвучавшего стало Lamento furioso для кларнета, скрипки и фортепиано (1996), посвященное памяти друга композитора – Эдисона Денисова.

На протяжении вечера не раз возникала парадоксальная мысль: прошло почти полвека со времени появления самых ранних из представленных на концерте сочинений, а они, нисколько не потеряв своей актуальности и новизны, по-прежнему обескураживают неподготовленного слушателя и вызывают живой интерес знатоков авангарда.

В Москве следующая встреча с музыкой Слонимского запланирована на 21 апреля 2010 года (Камерный зал Московской филармонии). Наряду с ранними сочинениями на концерте будет ряд премьер, в частности, впервые прозвучит Струнный квинтет, написанный в 2008 году.

Светлана Черноморская,
аспирантка ИТФ

Поделиться ссылкой: