Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В духе творчества

№ 3 (1277), март 2010

В самый разгар зимних каникул, с 1 по 10 февраля, Московская консерватория подарила музыкальный праздник любителям изысканного и редкого инструмента – клавесина. Благодаря поддержке конкурсруководством консерватории проекта профессора ФИСИИ А. Б. Любимова и его единомышленников, настоящих энтузиастов исторического музицирования, идея Первого международного конкурса клавесинистов имени А. М. Волконского воплотилась в жизнь. И без преувеличения можно сказать, что новое начинание Alma mater запомнится надолго.

В российской музыкальной культуре с именем Андрея Волконского связаны годы прорыва к Новой музыке, искусству авангарда и не менее смелых поисков в области исторического музицирования, благодаря которым сегодня мы по праву можем считать себя интегрированными в мировое музыкальное пространство. А давняя дружба, идейное и творческое родство А. Любимова с А. Волконским, который, кстати сказать, знал о конкурсе и успел его «благословить», позволили собрать в Москве множество друзей клавесинного искусства из самых разных стран. На пресс-конференции, приуроченной к открытию конкурса, ректор Московской консерватории профессор А. С. Соколов подчеркнул огромную значимость этого события не только для консерватории, но и для всего российского искусства.

Конкурс проводился на инструментах различных образцов, позволяющих исполнять музыку разных школ. Это: три фламандских клавесина (ателье Титуса Крайнена, ателье Марка Дюкорне и ателье Петера Шефла), два французских двухмануальных клавесина (ателье Райнхарда фон Нагеля), немецкий двухмануальный клавесин (ателье Юргена Аммера) и итальянский одномануальный клавесин (ателье Онно Пепера). Выдающийся парижский клавесинный мастер Райнхард фон Нагель, большой друг России, был приглашен, чтобы лично «присматривать» за клавесинами – весьма капризными существами, от которых судьба конкурсантов зависела не меньше, чем от мнения жюри.

Из 27 участников первого тура Россию представляло всего шестеро, остальные приехали из Великобритании, Франции, Италии, Испании, Польши, Канады, Венгрии, Украины, Эстонии, Сингапура, Кореи. В финал прошли лишь два иностранца: Юлия Агеева-Хесс из Эстонии и Марчин Святкевич из Польши, получившие дипломы и показавшие себя очень ярко и разносторонне. Еще один диплом достался студентке ФИСИИ Марии Шабашовой (класс доц. Ю. В. Мартынова, доц. О. А. Филипповой).

В программу третьего тура вошли Концерт для клавесина и струнных ми мажор (BWV 1053) И. С. Баха и пьесы Ф. Джеминиани из сборника «Клавирные пьесы по различным произведениям господина Джеминиани, переложенные им самим», что несколько снижало возможности контраста и разнообразия трактовок. Однако каждый участник сумел «выложиться» и индивидуально подойти к этому репертуару. Александр Листратов, художественный руководитель барочной капеллы «Золотой век», в финале аккомпанировавшей конкурсантам, отметил высокий профессионализм в подходе финалистов к ансамблевому музицированию.

Фавориты конкурса определились практически сразу, они и разделили призовые места. Безупречную технику игры и солидную пианистическую подготовку показали Александра Непомнящая (первая премия; класс доц. О. В. Мартыновой) и Ольга Пащенко (вторая премия; класс доц. О. В. Мартыновой), которой к тому же жюри присудило специальный приз за лучшее исполнение «Фанданго» Ивана Прача. Их ровное выступление на всех турах обеспечило ожидаемое достойное место в финале, оправдав надежды многочисленных болельщиков и поклонников.

Однако открытием конкурса стал лауреат третьей премии Максим Емельянычев (класс преп. М. А. Успенской). Необыкновенный артистизм, музыкальность и позитивная энергетика сделали его любимцем публики. Самостоятельность интерпретаций, граничащая со смелостью эксперимента, индивидуальный взгляд на искусство клавесинной игры и особое отношение к музыкальному материалу привлекли внимание и жюри, которое по достоинству оценило молодого исполнителя.

В состав жюри вошли музыканты с мировым именем. Россию представляли профессор ФИСИИ А. Б. Любимов (председатель), доцент ФИСИИ О. В. Мартынова, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории профессор И. В. Розанов. По окончании конкурса зарубежные члены жюри любезно поделились своими впечатлениями.

Кристина Шорнсхайм – немецкая клавесинистка, пианистка и органистка, профессор Высшей школы музыки в Мюнхене – отметила необычайный дух творчества, царивший на конкурсе, атмосферу всеобщего воодушевления, благожелательности, взаимопомощи и искренней заинтересованности. Ее восхитила возможность российских клавесинистов иметь сольную практику на инструментах разных мастеров. Для европейских музыкантов это большая роскошь, ибо основная часть выступлений на сцене связана с ансамблевым музицированием и участием в партии basso continuo. Последнее она рекомендовала включить в одну из номинаций в будущем.

Бландин Рану – профессор класса basso continuo Национальной консерватории Парижа и клавесина в Центре барочной музыки в Версале – пожелала конкурсу добавить в программу обязательных сочинений произведения французской старинной музыки и других национальных школ и стилевых направлений.

Миклош Шпаньи – венгерский органист и клавесинист, профессор Государственной высшей школы музыки и изобразительных искусств в Мангейме и Музыкального университета имени Ф. Листа в Будапеште – также предложил расширить репертуар, включив сочинения российских и зарубежных авторов, в том числе современных, и, может быть, даже специально организовать их заказ, что было бы естественно, раз конкурс носит имя выдающего современного композитора. Он с восторгом отозвался о самой идее конкурса клавесинистов в России, считая, что у нашей страны, переживающей взлет популярности клавесина, большое будущее в этом виде искусства.

И все вместе, включая Зибе Хенстра, профессора клавесина в Консерватории Утрехта, констатировали высокий уровень профессионализма молодых российских музыкантов, воспитанников Московской консерватории.

Итоги конкурса действительно не могут не восхищать. Московской консерватории удалось не только организовать все на высшем уровне (благодаря усилиям руководителя менеджерской группы доцента ФИСИИ О. А. Филипповой), но и продемонстрировать конкурентоспособность русской исполнительской школы в области клавесинного искусства, достаточно молодого для России и, как оказалось, весьма перспективного.

Марина Воинова,
преподаватель МГК

На фото – финалисты конкурса (слева направо):
Александра Непомнящая, Ольга Пащенко,
Юлия Агеева-Хесс, Мария Шабашова

Поделиться ссылкой: