Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вспоминая А. Ф. Гедике

№ 3 (1277), март 2010

ГедикеПовод для этой конференции оказался не вполне традиционным: не мемориальным по датам рождения, но вполне «круглым». В 1909/1910 учебном году, то есть ровно 100 лет назад, начал свою преподавательскую деятельность в стенах Московской консерватории А  Ф. Гедике, оставивший ярчайший след в ее истории. Музыкант-исполнитель, педагог, композитор, он во всем проявил себя глубоко и талантливо, а свет его личности согревал и вдохновлял друзей, коллег и учеников. Эта мысль лейтмотивом звучала и в приветствии проректора МГК профессора А. З. Бондурянского, и в выступлениях прямого ученика Гедике профессора В. К. Мержанова, и заведующего межфакультетской кафедрой камерного ансамбля профессора Т. А. Алиханова.

Организаторам конференции, доктору искусствоведения Е. Д. Кривицкой и кандидату искусствоведения М. В. Воиновой, удалось собрать представительный состав участников, из докладов которых можно было почерпнуть много интересных и, главное, малоизвестных фактов о жизни и творческой деятельности Гедике.

О том, как трепетно он заботился о судьбе органа Большого зала консерватории, о взаимоотношениях Гедике с любимым учеником Л. И. Ройзманом свидетельствует их содержательнейшая переписка, хранящаяся в Музее МГК имени Н. Г. Рубинштейна и ставшая темой доклада директора музея Е. Л. Гуревич. Гость из АлтГПА (г. Барнаул), доцент, крупнейший исследователь наследия Гедике С. М. Будкеев рассказал о дневниках и записных книжках Александра Федоровича в РГАЛИ и ГЦММК, уже несколько десятилетий ждущих публикации.О музее Гедике в ДМШ № 88, носящей его имя, о пропаганде музыки композитора в педагогическом процессе рассказала педагог школы, известная органистка А. Н. Сидельникова.

В докладе «Гедике и Метнер» проректор РАМ имени Гнесиных профессор Т. Ю. Масловская напомнила о родстве и родословной этих двух замечательных музыкантов и дала элегантные сравнительные характеристики их судеб и художественных устремлений. Идею познать суть личности Александра Федоровича во взаимоотношении с другими современниками продолжил доклад «Гедике и Танеев» преподавателя кафедры теории музыки МГК М. В. Воиновой. Она же выступила инициатором премьеры фрагмента из оперы Гедике «У перевоза», прозвучавшего в исполнении сопрано Е. Золотовой (партия фортепиано – М. Воинова).

Конференцию оживляли постоянные музыкальные вкрапления, выполняющие роль иллюстраций к выступлениям или «лирических отступлений» в общей драматургии. Так, исследовательские идеи доцента ГМПИ имени Ипполитова-Иванова А. А. Петровой о «Жанре транскрипции в творчестве Гедике» озвучило трио студентов МГК (класс В. А. Юницкого): С. Чесноков (скрипка), Н. Тимофеева (виолончель) и А. Тамаркина (ф-но) исполнили тонкие переложения Гедике трех пьес из цикла «Времена года» Чайковского. Не обошлось и без органного звучания: доклад доцента Е. Д. Кривицкой «Гедике-органист» был проиллюстрирован игрой самого Александра Федоровича, запечатленной на наше счастье в конце 1940-х годов и выпущенной еще на виниле фирмой «Мелодия». Наконец, первая часть валторнового концерта была виртуозно исполнена солистом оркестра Большого театра А. Феропонтовым и пианисткой М. Королевой.

День Гедике стал не только прекрасной данью памяти выдающегося профессора Московской консерватории, но и показал, что его наследие, плодоносное и жизнеспособное, консолидирует исследователей и исполнителей.

Профессор Е. Б. Долинская

Поделиться ссылкой: