Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Королева арфы

№ 3 (1277), март 2010

Дулова - И.Э.Грабарь.193525 января в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Веры Георгиевны Дуловой. В нем выступили два поколения: выпускники и аспиранты ее консерваторского класса и ученики учеников – профессиональные «внуки» Веры Георгиевны. Концерт был организован по инициативе профессора консерватории И. П. Пашинской.

В. Г. Дулова пришла в консерваторию в 1943 году, и, по ее воспоминаниям, уровень подготовки студентов класса арфы был очень низким. Она часто любила повторять слова Д. Ф. Ойстраха: «В классе мы со студентами делаем все, что мы хотим, ну а на сцене они делают с нами все, что они хотят». И с ужасом вспоминала первый классный вечер своих воспитанниц.

Но шли годы, любовь к педагогике и высочайшее мастерство владения инструментом делали свое дело. Вера Георгиевна, с благодарностью вспоминая своих педагогов М. А. Корчинскую и Макса Зааля, пользовалась их методикой ведения урока. «Порядок в игре» – главное требование, которое стало незыблемым в занятиях со студентами: никакого дилетантизма, полное соответствие авторскому тексту, точный ритм, постоянная работа над звуком в соответствии с определенными художественными задачами. Арфа должна петь как виолончель, как человеческий голос. Знаменитый трубач Т. А. Докшицер, работая в Большом театре, писал: «Звучание арфы Дуловой можно определить не глядя, она поет так, будто на этом щипковом инструменте играют смычком».

Вера Георгиевна очень бережно относилась к индивидуальности каждой ученицы и делала все возможное, чтобы ее сохранить и развить. Работая в классе, она могла и пошутить, и высмеять недостатки, но так, что студентке не было обидно, и она расставалась со своими проблемами смеясь. У Дуловой была феноменальная память, и практически весь репертуар, который изучали ее ученики, она играла наизусть, часто садилась за второй инструмент, вдохновляя студентку своим исполнением, пытаясь увлечь и разбудить ее воображение. Хорошо владея фортепиано, Вера Георгиевна порой заменяла в классе концертмейстера.

С 1965 года ученики В. Г. Дуловой стали участвовать в международных конкурсах: Израиль (1965), Хартфорд (США, 1969), Париж (1971), Женева (1974)… Вера Георгиевна возила своих студентов на Международные недели арфы в Голландию, на курсы арфистов в Гаржилезе (Франция), на международные конгрессы. Все это играло огромную роль в развитии кругозора ее воспитанниц – они получали возможность увидеть большой мир арфового искусства: слушать признанных мастеров и молодых исполнителей; беседовать с композиторами, играть на инструментах ведущих фирм-производителей арф.

Арфовое образование в бывшем Советском Союзе достигло высочайшего уровня благодаря созданию отечественного инструмента – именно по чертежам учеников В. Г. Дуловой Сергея Майкова и Алексея Каплюка на одном из московских заводов были изготовлены первые инструменты (1946). После их удачного испытания на фабрике им. Луначарского в Ленинграде открылся специальный цех по производству арф.

С того момента, когда на Западе в 60-е годы впервые услышали Веру Дулову, ее имя стало символом высочайших достижений исполнительского мастерства. DulovaИ не только русской школы – недаром ее называли первой арфисткой мира. Концерты и мастер-классы Веры Георгиевны прославили ее в Италии, Франции, Великобритании, США, Японии, Бельгии, Австрии, Швейцарии… Сколько интереснейших программ она воплотила, сколько новых произведений привезла и исполнила в России, сколько композиторов писало для нее и посвящало ей свои произведения, которые продолжают жить в репертуаре ее учеников! А Большой театр? Какое счастье было в течение 15 лет работать рядом с таким мастером, слышать красоту и блеск арфовых балетных соло, перенимая лучшие исполнительские традиции прямо из ее рук!

Вера Георгиевна была инициатором и организатором всесоюзных, всероссийских и межгосударственных конкурсов арфистов. Но она мечтала о международном конкурсе в Москве. И в 1997 году в Московской консерватории состоялся Первый московский международный конкурс арфистов. Первую премию – концертную арфу Lyon & Healy – получила выпускница МГК по классу В. Г. Дуловой Анна Верхоланцева, в настоящее время солистка симфонического оркестра Венского Радио.

Второй такой конкурс, уже посвященный 100-летию со дня рождения Веры Георгиевны, нам удалось провести лишь спустя 12 лет, в 2009 году. В состязании приняли участие арфисты из Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Великобритании, Франции, Германии и, конечно, из России. Концертная арфа «style 100» от фирмы Lyon & Healy, главного спонсора конкурса, досталась на этот раз студентке РАМ им. Гнесиных и Королевского колледжа в Лондоне Елизавете Мерной. Несмотря на финансовые и организационные трудности, казалось, сама Вера Георгиевна помогала нам, ее душа была рядом, вселяя в нас уверенность и решимость.

В. Г. Дулова бережно хранила традиции арфового исполнительства и завещала их нам, своим ученикам, с тем чтобы мы их развивали и передали своим воспитанникам. Ею написана замечательная книга «Искусство игры на арфе», где есть глава «Путь к достижению высшего мастерства» – своеобразное напутствие великого музыканта. Книгу необходимо переиздать, чтобы все грядущие поколения арфистов имели доступ к наследию русской «королевы арфы». А ее мечту о регулярном Международном конкурсе арфистов в Москве мы должны сделать реальностью.

Профессор Н. Х. Шамеева,
РАМ им. Гнесиных

Поделиться ссылкой:

1 комментарий for “Королева арфы”

  1. 1Т.Е.

    Да, мы, русские арфисты, должны воплотить мечту Веры Георгиевны. Московский международный конкурс арфистов должен стать не только регулярным, но и одним из самых престижных международных конкурсов.

Оставить коментарий