Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Ценное издание

№ 4 (1269), апрель 2009

Вышло в свет ценное издание – Собрание органных сочинений А. Ф. Гедике. В него вошли девять тетрадей – произведения для органа соло, для органа с оркестром, для хора в сопровождения органа и авторские обработки фортепианных произведений Гедике. Значительная часть опубликована впервые. Каждая тетрадь снабжена предисловием и фотографиями А. Ф. Гедике, воссоздающими различные периоды его творческого пути. Издание выполнено на двух языках – русском и немецком.
Александр Федорович Гедике (1877-1957) – выдающийся органист, пианист, композитор и педагог, основатель московской органной школы – автор не менее 96 опусов. На сегодняшний день издана лишь небольшая часть произведений, хорошо известных как педагогический репертуар музыкальных школ. Опубликованные ранее органные сочинения Гедике исполнялись редко, во многом из-за недоступности нотных источников.

В 1922 году Гедике возглавил органный класс Московской консерватории. Перед музыкантом стояла нелегкая задача. Органные концерты в то время были редкостью, исполнительская школа в России отсутствовала. Сочинения зарубежных авторов переписывались от руки, а русские композиторы почти не обращались в своем творчестве к органу. Деятельность Гедике носила просветительский характер. В возрасте 45-ти лет он сыграл свой первый сольный концерт, положив начало традиции регулярных вечеров органной музыки в консерватории. Исполняя произведения старинных мастеров, И. С. Баха, Ф. Листа, С. Франка, А. Ф. Гедике одновременно способствовал расширению органного репертуара, создавая транскрипции клавирных, фортепианных и оркестровых сочинений Ф. Шопена, Р. Вагнера, Э. Грига, К. Дебюсси, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского и других композиторов. К сожалению, органные транскрипции не вошли в данное собрание сочинений, их публикация – дело будущего.

Творчество А. Ф. Гедике было нераздельно связано с органом Большого зала. На этом инструменте он играл свои концерты, занимался с учениками, среди которых И. Вейсс, Н. Выгодский, М. Старокадомский, Л. Ройзман, В. Мержанов, С. Дижур, Г. Гродберг. Гедике высоко ценил великолепные возможности концертного органа «симфонического» типа, созданного по проекту знаменитого французского мастера А. Кавайе-Коля, постоянно заботился о его сохранности. Почти все произведения Гедике, представленные в издании, созданы для этого органа. Поэтому в нотных сборниках отражена авторская регистровка сочинений, сохранившаяся в рукописях.

Исполнительская деятельность Гедике, связанная с органом Кавайе-Коля, оказала воздействие на стилистику органных сочинений композитора: романтический орган с большим разнообразием тембров, наличием швеллерных механизмов предполагал оркестровую трактовку в выборе регистров и выстраивании динамики звучания. Музыкальная общественность Москвы называла Александра Федоровича «русским Бахом». Не случайно многие органные сочинения Гедике пронизаны духом баховского творчества, цитатами из его произведений. Полифоническое мышление он, подобно С. И. Танееву, сочетал с русской интонационной основой.

Новое издание приурочено к важнейшему событию в истории Московской консерватории — открытию Первого международного конкурса органистов имени А. Ф. Гедике, организованному по инициативе зав. кафедрой органа и клавесина проф. Н. Н. Ведерниковой-Гуреевой, возглавившей жюри. Конкурс проходил в Большом и Малом залах консерватории. Члены жюри, среди которых были замечательные органисты из Австрии, Великобритании, Италии и Франции, а также лауреаты и дипломанты конкурса получили в качестве почетного дара от консерватории Собрание органных сочинений А. Ф. Гедике.

Издание произведений А. Ф. Гедике позволяет по-новому оценить творчество композитора и русскую органную культуру в целом. Сочинения крупной формы – Прелюдия для струнного оркестра, органа, трубы и арфы ор. 24, Концерт для органа со струнным оркестром ор. 35, три фантазии ор. 97–99, а также три хора для мужских голосов в сопровождении органа ор. 3, прелюдии и фуги ор. 34 — могут занять достойное место в концертном репертуаре органистов. Циклы пьес ор.84 и ор.85, Двадцать пьес из фортепианных сочинений средней трудности, менее сложные в техническом отношении послужат прекрасным подспорьем для воспитания юных органистов.

Давний замысел, восполняющий пробел в истории русского музыкального искусства, удалось воплотить благодаря стараниям многих энтузиастов: органистки Н. В. Малиной; руководителя консерваторского издательства Н. О. Власовой и инженера Л. В. Громовой; художника С. А. Баронова, прекрасно оформившего издание; Г. Кратца, сделавшего перевод русского текста со специфической терминологией на немецкий язык; Е. И. Подгайца, осуществившего редакцию объемного нотного материала.

В 2007 году исполнилось 130 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти А. Ф. Гедике. Издание органных сочинений композитора – дань памяти Учителю, воспитавшему целое поколение музыкантов-исполнителей и посвятившему жизнь служению музыке и Московской консерватории.

Александра Максимова,
преподаватель МГК

Оставить коментарий