Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Истинный консерваторец

№ 4 (1278), апрель 2010

Сорокина
Елена Геннадьевна Сорокина
пришла к юбилею в расцвете творческих сил своего многогранного таланта. Развивая традиции отечественной школы музыки, она сочетает в себе многие призвания – педагога, обладающего «лица необщим выраженьем», и исследователя, исполнителя и музыкального общественного деятеля. Причем каждая из линий жизни очевидно взаимодействует со всем спектром ее интересов. О таких, как Елена Геннадьевна, справедливо сказать: она консерваторец истинный, прошедший путь от ученицы ЦМШ до заведующего кафедрой и проректора по науке Московской консерватории. Все роды служения консерватории были и остаются «главными партиями» – в «побочных» просто не возникало необходимости. О том свидетельствуют, в частности, юбилейные выставочные стенды в Большом зале.

Давайте вспомним, когда же впервые прозвучало имя Елены Геннадьевны… Ну да, конечно, в ЦМШ, где Лиля Сорокина, не по возрасту серьезная и очень одаренная девочка, обучалась сначала у Тамары Владимировны Григорьевой, а в старших классах – у Ильи Романовича Клячко. Личность последнего – музыканта от Бога, сыграла исключительную роль в становлении Елены. У него же, естественно, продолжалось обучение и в консерваторские годы, когда занятия на теоретико-композиторском факультете сочетались с активным обретением второй специальности – пианистки.

В классе у И. Р. Клячко состоялось еще одно судьбоносное событие – знакомство с Александром Бахчиевым, учеником В. Н. Аргамакова и Л. Н. Оборина, лауреатом Фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Дуэт по жизни сложился быстро и оказался исключительным – дополненным многодесятилетним совместным творчеством. Дуэт «Сорокина – Бахчиев» – редкий пример гармонии во всем, вплоть до юбилейных дат: в этом году Александру Григорьевичу исполнилось бы 80 лет!

Всем известно, какую огромную роль играют педагоги в процессе вхождения в мир музыки. Елене Геннадьевне с наставниками везло исключительно. На ее пути оказались Людмила Петровна Фокина (в ЦМШ, где Сорокина долгие годы потом будет преподавать), Лев Абрамович Мазель, Надежда Сергеевна Николаева, Алексей Иванович Кандинский. Под руководством последнего будут защищены дипломная работа и первая диссертация о русской сонате. На руководимой им кафедре осуществлялось написание докторской диссертации об истории фортепианного дуэта. И в высшей степени органичным было то, что именно Елена Геннадьевна возглавила кафедру истории русской музыки, где бережно сохраняет и приумножает существующие здесь традиции, создавая особую ауру научно-педагогической дружбы и взаимопонимания, что так ценят все участники кафедрального сообщества. Важной частью работы всего коллектива стало издание творческого наследия А. И. Кандинского, книг его памяти.

Удивительно, как явственно в деятельности Е. Г. Сорокиной просматриваются ведущие тенденции, главная из которых – линия возрождения. В научном плане она проходит через выработку нового взгляда на историю русской музыки, закрытие в ней «белых пятен» (под редакцией Е. Г. Сорокиной и с ее авторским участием опубликованы новые учебники по истории русской музыки). В исполнительстве с А. Г. Бахчиевым бесценен вклад в ренессанс фортепианного дуэта, в разыскивание и публикацию неизвестных образцов этого жанра. В этом отношении уникальной остается книга «Фортепианный дуэт», опубликованная в 1988 году и просто взывающая о своем переиздании: она давно стала библиографической редкостью. В ней охвачены три века развития жанра в 20 странах!

Созданный в 1968 году дуэт радовал публику 35 лет. Его деятельность была в чем-то сродни литературно-музыкальным композициям, если иметь в виду вступительные слова Е. Г. Сорокиной, совместные комментарии пианистов, пояснительные буклеты, принадлежащие, разумеется, перу самих исполнителей. Всему предшествовала длительная исследовательско-разыскательская работа в архивах и хранилищах многих стран мира.

Сорокина_от ПаршинаДобавим к этому параллельно ведущуюся работу на телевидении, где два года демонстрировалась история четырехручных фортепианных ансамблей и несколько лет проводились камерные вечера, на которых были сыграны сотни сочинений, и тем самым жанр был возрожден. Для реализации такой идеи требовались не только высокое исполнительское мастерство, но и энциклопедическая образованность, представление об ансамблевом искусстве всех национальностей.

Вот почему на концерты дуэта всегда шли с интересом и ожиданием, а уходили обогащенными яркими новыми впечатлениями. Концерты эти по своим программам всегда представляли индивидуальный исполнительский проект. В их числе нередко оказывались монографические очерки, такие, например, как «Музыка старой Вены» или «Пушкинский Петербург», «Иоаганн Себастьян Бах – его семья и ученики» или «Музыкальные столицы мира» – Лондон, Париж, Вена, Москва, Прага…

Поводом для создания концертных сериалов могли стать монографии о жанре, например, звуковая летопись четырехручной сонаты конца XVIII – начала XIX веков. Среди же авторских монографий можно было услышать все дуэты Моцарта и Брамса, Шумана и Рахманинова. Многочисленные радийные записи (кстати, звуковой архив А. Г. Бахчиева – один из самых крупных на радио) потребовали долгих лет творческого труда музыкантов.

Индивидуальность дуэта «Сорокина – Бахчиев» была давно замечена современными отечественными композиторами, которые посвящали им свои творения. В их числе Е. Подгайц (создавший, например, «Бахчиев-концерт»), Г. Фрид, Г. Дмитриев, И. Манукян, А. Боярский.

Совместно создавались и ныне продолжают выходить такие важные для камерного жанра публикации Е. Сорокиной и А. Бахчиева, как издание «Немецкие музыканты в России, конец XVIII – начало XIX века», включающие произведения Т. фон Фергюссона, И. Г. Мюттеля, И. В. Гесслера, К. Майера (книгу сопровождают диски с исполнением их произведений). Большую роль для развития фортепианного дуэта играют нотные издания пианистов: такие французские фортепианные дуэты, как «Букет Беатриссы», «За роялем вдвоем», «Большая соната» А. Рубинштейна (редакция и компакт-диск).

Отдельной темой могла бы стать педагогическая деятельность Е. Г. Сорокиной и выпестованные ею многочисленные ученики – как на кафедре истории русской музыки, так и на кафедре камерного ансамбля и квартета. Но это уже тема другого разговора.

Дорогая Елена Геннадьевна! В Вашем юбилее, за которым стоят десятилетия интенсивного творческого труда педагога, исполнителя, исследователя, подлинного музыкального просветителя, общественного деятеля, сама круглая цифра должна быть десятикратно умножена всем сводом сделанного и тем, что еще предстоит сотворить. Все коллеги желают Вам и всей семье во главе с маленьким внуком Аликом крепкого здоровья и благополучия. И особенно – активного продолжения разносторонней творческой деятельности на благо главного дела жизни – Музыки.

Кафедра истории русской музыки

Поделиться ссылкой: