Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Виват – Камерному хору Московской консерватории!..

№ 5 (1279), май 2010 

«Этот день мы приближали, как могли…» – самозабвенно пели слушатели Большого зала консерватории. Со сцены дирижировал тысячеголосым хором Борис Тевлин, маг и кудесник, сумевший в конце трехчасового концерта «зажечь» публику, поднявшуюся в едином порыве. И хотя песня «День победы», конечно же, исполнялась по случаю 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но, одновременно, она стала символом триумфа Камерного хора Московской консерватории, завершая центральный концерт юбилейного марафона в честь 15-летия коллектива.

хор

Пролог

Камерный хор Московской консерватории и его бессменный основатель и руководитель, народный артист России профессор Борис Григорьевич Тевлин имеют счастливое свойство привлекать друзей. Среди них масса великих артистов, которые, раз встретившись со светлым искусством тевлинцев, с удовольствием включают их в число своих постоянных творческих коллег. Завидуешь белой завистью студентам, поющим в этом коллективе: они выступали с Гергиевым, Плетневым, Башметом, Юровским, Пендерецким…

Поэтому неудивительно, что в адрес Камерного хора пришла масса приветствий и поздравлений с юбилеем: от Советника Президента РФ Ю. Лаптева, Министра культуры РФ А. Авдеева, губернатора Саратовской области П. Ипатова, ректора Санкт-Петербургской консерватории С. Стадлера, ректора РАМ имени Гнесиных Г. Маяровской, Российского национального оркестра и М. Плетнева, Новосибирского театра оперы и балета с Т. Курентзисом и В. Подъельским и многих-многих других.

Конечно же, первое приветствие поступило от ректора альма-матер Камерного хора – Александра Сергеевича Соколова, который дал «зеленую улицу» и всячески поддерживал идею юбилейного фестиваля.

Самые настойчивые не захотели ограничиться эпистолярным жанром и уговорили Бориса Григорьевича назначить специальную встречу-конференцию 8 апреля в Рахманиновском зале. Ее отличала неформальная атмосфера: ведь все выступавшие делились, прежде всего, личными впечатлениями от искусства Камерного хора. Такой тон задал в своем приветственном слове проректор А. З. Бондурянский, который некогда исполнял с тевлинцами Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Директор Музея имени М. И. Глинки М. Брызгалов справедливо заметил, что «творческое лицо коллектива во многом определяется его руководителем. Борис Тевлин – музыкант, воспитанный в классических традициях Московской школы. Относясь с большим пиететом к своим учителям, он постоянно в движении и поиске – новой музыки, нового репертуара, новых ярких интерпретаций. Тевлин – крупный музыкальный деятель, блестящий организатор многих значимых для хоровой культуры дел….» А проректор Л. Е. Слуцкая ошеломила цифрами статистики: оказывается, только за последние 5 лет Камерный хор МГК дал 118 концертов, выступил в 33 городах, в 59 залах России, Германии, Италии, Великобритании, Японии, Китая.

Каждый из участников конференции стремился найти особую форму для своего выступления. Так, Е. Б. Долинская не без юмора назвала свою речь «Апрельскими тезисами», а Г. В. Григорьева принесла редкую запись исполнения хорового опуса Э. Денисова в интерпретации Камерного хора. В своей любви к этому коллективу признались известные музыканты: композиторы Ю. Потеенко и В. Тарнопольский, хоровой дирижер Л. Конторович…

Главным моментом встречи стала презентация нового нотного сборника издательства «Музыка» – «Хоровые произведения Родиона Щедрина». Композитор, большой друг Камерного хора и Бориса Тевлина, по счастливому совпадению оказался в России и смог присутствовать в Рахманиновском зале, когда ребята увлеченно спели «Царскую кравчую». Этот виртуознейший концертный номер Р. Щедрин создал по мотивам «Боярыни Морозовой» специально по просьбе Тевлина. В заветной «Книге Камерного хора», которая ведется со дня основания коллектива, можно прочесть трогательнейшую надпись: «Как же я вас всех люблю, мои дорогие!.. Всегда ваш Родион Щедрин».

Пять вечеров, или Споемте, друзья

Стержневой идеей фестиваля стали приношения Камерному хору от дружеских коллективов, хормейстеров и дирижеров разных поколений, получивших первые уроки мастерства у Б. Тевлина. Фактически на этих концертах развернулась масштабная панорама хоровой жизни столицы, оказавшаяся весьма насыщенной. Тут были представлены ДМШ, колледжи и вузы (причем не только музыкальные, но и такие, как Педагогический институт, Институт стали и сплавов, Энергетический институт), детские хоровые студии. «Прислали» свои коллективы радиостанция «Орфей» и «Новая опера». Приветствовали тевлинцев Камерный хор «Классика» Международного фонда единства православных народов и Московский мужской еврейский хор «Хасидская капелла». А Государственный академический русский хор имени Свешникова и «Мастера хорового пения» РГМЦ – известные профессиональные концертные коллективы – пели под управлением молодых ярких хормейстеров…

Были и специальные гости – солисты «Геликон-оперы» Л. Костюк, М. Давыдов, пианисты Ю. Мартынов и Е. Мечетина… Приятным подарком стало мощное выступление Хора студентов Московской консерватории (руководитель – декан дирижерского факультета профессор С. С. Калинин) под управлением хормейстеров-пятикурсников, продемонстрировавших неиссякаемый потенциал факультета.

Наверное, справедливо будет отдельно сказать об организаторском даре директора Камерного хора, талантливого хормейстера А. Соловьева, который, как атлант, держал на себе всю многофигурную конструкцию фестиваля. Так что Б. Тевлину повезло и в этом: рядом с ним всегда есть помощники-энтузиасты (назовем и хормейстера Е. Волкова), на которых маэстро может опереться.

В насыщенном концертном расписании фестиваля не потерялась еще одна конференция, где рядом с известными мастерами – открывал чтения руководитель Капеллы имени А. Юрлова Г. Дмитряк – выступала молодежь. Важно подчеркнуть, что деятельность Камерного хора уже является феноменом нашей культуры и становится объектом научных исследований.

Кульминационным пунктом фестиваля стало выступление самого виновника торжеств – Камерного хора Московской консерватории – 10 мая в Большом зале. Б. Тевлин составил программу так, чтобы показать «сливки» репертуара, наработанного за 15 лет. И духовная музыка, и песни военных лет, и блистательные театрализованные номера – «Казнь Пугачева» Щедрина и «Антиформалистический раек» Шостаковича с народным артистом России, солистом Большого театра А. Науменко и пианисткой Е. Мечетиной. Вместе с тевлинцами выходили на сцену М. Пекарский (ударные), Н. Борисоглебский (скрипка), Б. Андрианов (виолончель), баритон из США Джастин Ли Миллер… Автору этих строк довелось быть не только слушателем, но и принимать участие в качестве органистки в этом замечательном концерте. И позволю себе засвидетельствовать: получился настоящий фейерверк в честь хорового искусства.

Эпилог

Борис Тевлин любит повторять: «Хор – это много счастливых людей сразу». Думается, что к Камерному хору Московской консерватории такое определение применимо вполне. Его певцы молоды, заряжают публику жизненной и творческой энергией. Творчество Камерного хора давно перешагнуло учебные рамки, это – сложившийся коллектив высочайшего профессионального уровня и универсализма, который с равным мастерством исполняет и Мессу Моцарта, и сложнейшие партитуры наших современников.

Доцент Е. Д. Кривицкая
Фото Б. Сысоева
На фото: Камерный хор и солисты после концерта 10 мая с участниками разных лет

Поделиться ссылкой: