Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

На пороге большой стройки

№ 4 (1269), апрель 2009

3 апреля 2009 года произошло знаменательное событие – состоялось представительное совещание у мэра Москвы Ю. М. Лужкова, специально посвященное строительству консерватории и студенческого комплекса. В нем приняли участие министр культуры А. А. Авдеев, зам. министра культуры П. В. Хорошилов, три вицемэра Москвы – В. И. Ресин, А. В. Рябинин, В. Н. Силкин, новый префект Центрального округа А. О. Александров, председатель Москомнаследия В. А. Шевчук и ряд руководителей исполнительной власти и других структур, задействованных для реализации имущественных вопросов, проектирования и строительства. Главным докладчиком выступал председатель Москомархитектуры А. В. Кузьмин.  Московскую консерваторию представляли два первых лица вуза, на плечах которых лежит главная ответственность и вся тяжесть ожидаемого строительства – и. о. ректора профессор А. С. Соколов и проректор по административной и хозяйственной работе С. И. Розанов.

 

Все это наглядно демонстрировало не только серьезность подхода всесильных участников к долгожданной реконструкции и реставрации Московской консерватории, но и реальную близость грядущих преобразований. О чем шла речь на совещании и что нас ожидает в ближайшие несколько лет, газета «РМ» попросила рассказать проректора С. И. Розанова.

Сергей Игоревич! Анализируя прошедшее совещание, на что Вы хотели бы обратить внимание в первую очередь?

— Для нас было принципиально важно, что в совещании принял участие министр культуры А. А. Авдеев. Это значит, что теперь он тоже обращен к задачам Московской консерватории, кроме тех проблем, которые есть у него по Большому театру и Мариинке. Теперь он включился и в наши проблемы. Существенно, что, кроме В. И. Ресина, главного руководителя строительного комплекса Москвы, был и приглашенный по нашей просьбе А. В. Рябинин, который отвечает за Москонтроль и «благодаря которому» мы никак не можем выпустить два распорядительных документа по студенческому комплексу. На совещании были все руководители структур, от которых зависит решение наших главных задач. Повестка также исходила от нас и была утверждена с учетом мнения Московской консерватории. Это тем более важно, что последнее совещание у мэра было давно – 22 июля 2008 года.

Мы получили нужный результат?

— Да. Хочу особо отметить позитивный настрой всех участников. Появился новый толчок для продолжения дел, что найдет свое отражение в протоколе. В нем будет отражена и позиция мэра, что все те решения, по которым мы раньше двигались, остаются незыблемыми. А именно: выкуп городом двух зданий по Средне-Кисловскому переулку (д. 3, стр. 1а и д. 3, стр. 2) – уже найдены конкретные пути для окончательного решения этих вопросов. По третьему проблемному зданию – 11/4, стр. 2 (дом, примыкающий к Рахманиновскому залу, где в будущем расположится библиотечный комплекс и архив. – Ред.), которое уже возвращено в фонд Москвы и передается нам, дано прямое указание мэра руководителю Департамента жилищной политики в двухмесячный срок завершить отселение – там остались еще четыре семьи. Для нас это не просто важное – судьбоносное решение!

Почему?

— К началу 2010 года, когда начнутся реставрационные работы в Большом зале, нам необходимо для сохранности переместить в этот дом архив и фонды книгохранилища библиотеки, которые сейчас занимают весь цокольный этаж под Большим залом. Хотя реконструкция самого здания для будущей библиотеки будет позднее, начиная со второй половины 2010 года.

Вы заговорили о Большом зале – это самая волнующая для консерваторцев тема. Работы в нем уже спланированы?

— Проектная документация по Большому залу будет готова уже в мае, а после экспертизы рабочая документация – в декабре 2009 года. И мы сразу начнем работы с освоения подземного пространства. А с июня 2010 года Большой зал на год закрывается, и мы приступаем к его реставрации. Она должна быть завершена к июню 2011 года – открытию XIV конкурса П. И. Чайковского.

Вы считаете, что за год можно сделать Большой зал?

— Безусловно! Мы, конечно, минимизируем задачи, кое-что будет выполнено позднее. Это касается лифта для слушателей с ограниченными возможностями, который будет поднимать их прямо в амфитеатр, где для них будут сделаны специальные места; это касается лестниц, размещения артистических, обустройства дополнительных площадей для звуковой студии и соединения со 2-м учебным корпусом для создания единого пространства… Все это – второй этап.

А первый?

— Первый – это то, с чего мы начнем и сделаем за год. Это укрепление балконов; перенос туалетов туда, где сейчас архив; создание нескольких больших репетиториев в цокольном этаже, создание двух просторных буфетов между этажами (включая красивое пространство над знаменитой ротондой, где сейчас женский туалет. — Ред.), и сплошного выставочного фойе наверху… Вся инженерия – мощная, современная, включающая кондиционирование, – она тоже уходит вниз… В плане также восстановление и реставрация декора и ранее утраченных элементов, неразрывно связанных с историей памятника, т. е. необходимо выполнить весь комплекс научной реставрации.

А собственно зал?

— Мы уже провели конкурс на реставрационные работы, его выиграли Центральные научные производственные реставрационные мастерские. Отдельный конкурс мы провели по акустике, которой будет заниматься Гипротеатр. Уже в мае текущего года (впервые в России – это достаточно дорогостоящие работы) будет сделано математическое моделирование акустики Большого зала, где будут зафиксированы все ее параметры на сегодняшний день. В процессе работ будет вестись постоянный контроль, включая установку технологического оборудования, в зависимости от того, какие были стулья, какие стены, какие вентиляционные отверстия, что должно остаться, что должно быть отреставрировано, а что должно быть полностью заменено.

А орган – наш знаменитый французский концертный орган? Это, думаю, не менее ценная составляющая уникального Большого зала?

— Вопрос сложный, однозначно не решенный. Я уже раньше высказывал мнение, что на время ремонтных работ орган надо консервировать. Он ведь тоже нуждается в серьезной реставрации. Мое мнение – пусть сюда приезжают реставраторы, они должны поставить окончательный диагноз по его сохранности. Если мы его вывезем на реставрацию за границу – есть и такое мнение, – то мы можем его потерять. По двум органам, которые у нас собирались, я уже понял, что реставрация должна проходить в тех условиях, в которых завтра этот орган будет звучать. Но пусть это решают специалисты.

Реставраторы могли бы работать прямо на сцене Большого зала?

— Возможно. Проблема в том, что им нужно определенное время тишины. А это – ночь. Но это – отдельная тема. Сейчас главное – сохранить орган во время ремонта. И сделать всю отдельную зону, где он стоит – новые фундаменты, инженерию, включая режим влажности и многое другое…

Приступая к таким масштабным работам, мы имеем необходимые средства?

— Мы испытываем определенный дефицит финансовых средств. Ректор этим вопросом занимается в тесном контакте с Министерством культуры. Кроме того, на проведение XIV конкурса П. И. Чайковского Распоряжением Президента должно быть выделено специальное финансирование. Это позволит нам не только сделать Большой зал, но и начать преобразования студенческого комплекса на Грузинской улице. Об этом также шла речь на совещании. Проектная документация практически готова.

В чем суть этих глобальных преобразований на Грузинах?

— На нашей территории планируется разместить три 15-этажных башни со студенческим общежитием квартирного типа на 914 мест, апартаментами для временного проживания профессорско-преподавательского состава, кино-концертным залом, спортивным комплексом с бассейном, подземным паркингом. Старый корпус будет поэтапно сноситься. Но сначала, еще до его сноса, будет строиться первая башня – она тоже должна быть закончена к XIV конкурсу П. И. Чайковского: в ней разместятся участники и гости конкурса, а осенью в нее перейдут студенты. То есть это будет поэтапное строительство без отселения. Студентам придется потерпеть.

Спасибо, Сергей Игоревич! Большая стройка на пороге, она займет лет семь, и мы будем к этой теме неоднократно возвращаться в следующих беседах с Вами, информируя о главном наших читателей.

Беседовала профессор Т. А. Курышева,
главный редактор «РМ»

Поделиться ссылкой: