Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Музыка начинается перед строчкой нот»

№ 5 (1270), май 2009

Поллак24 марта пианисты встречали редкого гостя: свой второй мастер-класс давал профессор Южнокалифорнийской консерватории, лауреат I Международного конкурса имени П. И. Чайковского Даниэл Поллак.
Предыдущий же мастер-класс проходил в 1989 году в Рахманиновском зале. «Это была большая привилегия для меня», – признался маэстро.
Знаменитый пианист, дебютировавший в 9-летнем возрасте в Нью-Йорке с е-moll’ным концертом Шопена, в свой 16-й приезд в Россию любезно согласился заглянуть в 45-й класс, чтобы позаниматься со студентами. «Очень приятно видеть в этом классе портреты своих друзей – Льва Власенко, Евгения Малинина…», – обрадовался высокий (во всех смыслах!) гость, протягивая для приветствия свою рахманиновски впечатляющую ладонь.
Молодежь, нисколько не тяготясь тем, что приходится стоять вдоль стен, восторженно приветствовала признание американского профессора о русских корнях его пианизма: он занимался с золотой медалисткой Московской консерватории (1898) Р. Бесси, всему миру известной как Розина Левина.

Ее супруг – Иосиф Левин – золотой медалист консерватории 1892 года и друг П. И. Чайковского. Можно только представить себе реакцию аудитории на рассказ всемирно известного музыканта о том, как он восьмилетним мальчиком слушал Второй концерт Рахманинова в исполнении автора: «Я до сих пор помню, как он играл!»

 

От описания рахманиновской березки в Беверли-хиллз, чьи три ствола являют символ русской тройки, маэстро переходит к важному постулату Р. Левиной о тройственности в музыке – композитор, исполнитель, слушатель: «Эти три линии должны быть в балансе! Левина давала крепкую технологическую основу, объясняла каждое движение».

Огромную роль сыграло и наблюдение за занятиями И. Левина, использующего специальные рахманиновские упражнения. «Вы их нигде не найдете!» – запальчиво воскликнул Даниэл Поллак. Розине Левиной о них поведал за чашкой чая сам Сергей Васильевич: о дыхании между пальцами, их взаимо- и независимости, о необходимости развивать боковую мышцу ладони… Счастливчики, попавшие на встречу с пианистом, бесспорно, получили для себя много ценного. Наверняка кто-то попробует, как юный Поллак, заниматься сидя на полу, музицировать в темноте, играть сразу двумя – 4-м и 5-м пальцами…

Резким контрастом по отношению к выступающим звучали показы профессора: рояль как бы подменивали – сочный, полетный звук, отделка каждой ноты… Вот уж поистине наглядное подтверждение высказываний маэстро: «музыка начинается перед строчкой нот»; нужно «заниматься концептуально», «играть с интенсивностью, но не напряженно», «кругло, звонко и резонируя».

Слова маэстро: «И в то же время Рахманинов – это Россия», – прозвучали как судьбоносное сочетание, близкое и родное каждому из нас. Наверное, именно в нем и заключался секрет удивительно теплого дружеского контакта знаменитого американца с московской молодежью. Когда никому не потребовался переводчик!

Ганна Мельничук

Поделиться ссылкой: