Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

SIDE BY SIDE

№ 5 (1279), май 2010

Раков-прогр20 апреля в Рахманиновском зале произошло значимое событие: впервые в истории отечественного контрабасового искусства в одном зале, на одной сцене, в одном концерте встретились две исполнительские школы – московская и петербургская, долгое время шедшие каждая «своим путем». Отсюда и далеко не случайный девиз концерта, обозначенный на афише: SIDE BY SIDE, что означает «бок о бок», «рядом»…

Удивительный факт истории: основоположниками обеих школ были чешские музыканты В. Бех (в Петербурге) и Й. Рамбоусек (в Москве), оба – ученики одного из видных профессоров Пражской консерватории Й. Грабье. Разнопутье началось с появлением в Московской консерватории ярких, творчески активных контрабасистов А. Милушкина и Й. Гертовича. В отличие от твердой позиции питерских музыкантов играть только «немецким» (чешским) смычком эти педагоги пропагандировали «французский» смычок. Они выдвинули новые принципы формирования учебного репертуара и методической организации учебного процесса.

Еще больше разошлись пути школ, когда виолончелисты Московской консерватории С. М. Козолупов, а позднее М. Л. Ростропович и Н. Н. Шаховская взяли шефство над контрабасистами. Выдающиеся инструменталисты и педагоги, они стимулировали обращение контрабасистов к установкам и достижениям отечественной струнно-смычковой школы, к подлинно художественной литературе (в том числе переложениям виолончельных произведений), к учебной работе на инструментах с «натуральной» настройкой (оркестровый строй контрабаса). Отдаление происходило, наверное, еще и по причине известного «соперничества» двух российских столиц, двух великих консерваторий мира. И вот концерт – side by side.

В первом отделении выступали гости. Заполнившим зал слушателям петербургских музыкантов представил профессор Л. В. Раков (он же вел и комментировал весь концерт). В программу вошли блестящие виртуозные сочинения Боттезини и Пьяццоллы, а также переложения – «Элегия» С. Рахманинова и «Канцонетта» (из скрипичного концерта) П. И. Чайковского. Большой успех исполнений объяснялся просто – играли настоящие мастера своего инструмента, энтузиасты и пропагандисты контрабасового искусства:Раков1 заслуженный артист РФ Александр Шило (доцент Санкт-Петербургской консерватории, солист и концертмейстер группы контрабасов прославленного оркестра филармонии) и Мария Шило (лауреат международного конкурса контрабасистов имени С. А. Кусевицкого, солистка и ансамблистка, артистка оркестра Мариинского театра). Хорошим, надежным партнером солистов была пианистка Мария Черноусова.

Во втором отделении впервые в одном концерте выступали учащиеся всех классов контрабаса Московской консерватории: студенты и аспиранты профессоров Л. В. Ракова, Е. А. Колосова, Р. И. Габдуллина и Н. Ю. Горбунова. Программа московских музыкантов включала традиционные сочинения контрабасового репертуара: концерты (первые части) Ванхаля (А. Графский) и Кусевицкого (О. Ступина), фантазию Боттезини на темы оперы «Сомнамбула» Беллини (А. Булах). Звучали и переложения, занявшие в репертуаре контрабасистов прочное место: «Кадриль» из оперы Р. Щедрина «Не только любовь» в великолепной транскрипции Р. И. Габдуллина (Г. Пермяков), «виолончельное» Adagio et allegro Р. Шумана (Г. Кротенко, лауреат международного конкурса контрабасистов имени С. А. Кусевицкого).

РаковИнтересной частью программы стали ансамбли. Фугато для виолончели и контрабаса Л. Керубини исполнили А. Устюжанина (виолончель) и М. Шевнин. В очаровательной сонате-квартете № 1 Д. Россини (композитор в возрасте 12 лет сочинил шесть сонат-квартетов для двух скрипок, виолончели и контрабаса – шесть музыкальных жемчужин) к ним присоединились скрипачи камерного ансамбля «Эрмитаж» И. Норштейн и А. Полетаева. Завершился вечер квартетом контрабасов в составе: А. Булах, Д. Коротков, М. Шевнин, П. Цветков. Они с увлечением сыграли два сочинения: «Сам себе контрабас» петербургского композитора О. Петровой и забавную музыкальную шутку американского композитора Д. Рунсвика «Strauss in the Doghouse», заслужив восторженные аплодисменты слушателей.

Нет, не напрасно преодолевали трудности осуществления этого проекта все музыканты – участники и организаторы. Играли с увлечением, играли вместе – не как соперники, а как ДРУЗЬЯ.

Профессор Л. В. Раков

Оставить коментарий