Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Творческая лаборатория

№ 4 (1269), апрель 2009

КартерКонец минувшего года ознаменовался столетним юбилеем выдающегося американского композитора Эллиотта Картера, чья новаторская музыкальная эстетика родственна как ведущим американским, так и европейским авангардным направлениям второй половины ХХ века. В честь этого события Центром современной музыки и Кафедрой современной музыки во главе с Владимиром Тарнопольским была организована творческая лаборатория, которая проходила в Конференц-зале.

Сочинения Эллиотта Картера часто звучат в концертных программах современной музыки наряду с произведениями таких мэтров, как Пьер Булез, Дьердь Лигети и Лучиано Берио. Несмотря на то что из всех американских композиторов его музыка чаще всего исполняется в Европе (равно как и сочинения Джоржда Крамба и Мортона Фелдмана), творчество композитора, к сожалению, до сих пор не получило заслуженной известности в России.


В рамках чествования столетия американского мэтра в Московской консерватории прошла небольшая музыковедческая конференция с исполнением двух камерных сочинений и демонстрацией музыки в записи с комментариями участвующих музыковедов. Особое значение мероприятию придало то обстоятельство, что в России оно стало единственной (!) акцией, посвященной столетию композитора, хотя в это же время по всей Европе и Америке прокатилась целая волна концертов, конференций и фестивалей.

На конференции выступили проф. С. Ю. Сигида, проф. Т. В. Цареградская и преподаватель А. Ровнер. Каждый из них обратился к различным аспектам творчества Картера. А. Ровнер познакомил слушателей с биографией композитора и дал основные параметры его творчества. Т. В. Цареградская уделила основное внимание анализу ритмических особенностей музыки Картера, отметив взаимосвязь его эстетики не только с американской, но и с французской музыкальной культурой (последнее обстоятельство объясняется тем, что в молодости Картер учился в Париже у известного преподавателя Нади Буланже). С. Ю. Сигида продемонстрировала стилистические особенности музыки американского композитора на примере Концерта для фортепиано, клавесина и двух камерных оркестров. Двойной концерт, завершенный в 1964 году, сыграл значительную роль в его творчестве; новаторский подход проявился не только в области ритмики и гармонии, но и в создании оригинальной формы сочинения.

КартерВесьма выразительно и виртуозно прозвучали два произведения Эллиотта Картера в исполнении солистов ансамбля «Студия новой музыки». Иван Бушуев исполнил сочинение для соло флейты «Scrivo in vento» («Пишу на ветру»), название которого представляет собой строчку по-итальянски из одного из сонетов Петрарки. Флейтистка Марина Рубинштейн и виолончелист Илья Рубинштейн озвучили дуэт композитора под названием «Enchanted Preludes» («Волшебные прелюдии»). Оба сочинения органично сочетали глубоко выразительные качества с темброво-инструментальной новацией и сложным ритмическим рисунком. И, наконец, в исполнении Juilliard String Quartet прозвучала запись Первого струнного квартета – легендарного сочинения, написанного композитором в 1951 году, в котором он впервые установил параметры своего авангардного музыкального языка.

Творческая лаборатория вызвала у посетителей колоссальный интерес к творчеству композитора и сделала все возможное, чтобы восполнить пробел, существующий по отношению к его музыке в России.

Антон Ровнер,
преподаватель МГК

Поделиться ссылкой: