Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Актуальное древнее искусство

№ 5 (1270), май 2009

РазумовскийВ современном мире очень часто звучит слово «актуальность». Однако какой смысл оно несет в себе? Большинство людей привыкло жить сегодняшним днем, его насущными заботами и трудностями. Понятия «актуальность» и «современность» превратились в синонимы: актуально лишь то, что современно. Живя «на поверхности» событий, мы не задумываемся о том, что за ними, в глубине, скрыты пласты мудрости, красоты и знаний, накопленных за века существования нашей культуры. Они для нас – туманная terra incognita. Как это ни удивительно, но такое восприятие жизни свойственно не только нашим современникам, оно сопровождает человечество уже очень давно.

В XIX веке в Москве жил замечательный человек – Димитрий Васильевич Разумовский (1818 – 1889), священник, ученый, знаменитый исследователь древнерусской церковно-певческой традиции. Москва 60-х годов позапрошлого столетия – это время основания нашей консерватории. У ее истоков вместе с другими выдающимися деятелями искусства и науки стоял и о. Димитрий. Он возглавил кафедру истории и теории русской церковной музыки, открытую в консерватории с первых дней ее существования. В то время о церковном пении до-партесного времени было известно ничтожно мало. Исследователи совершенно не интересовались этим пластом культуры, который уцелел лишь в бывшей тогда маргинальной старообрядческой традиции. О. Димитрий стал первым настоящим ученым в области древнерусской музыкальной палеографии, восточно-христианской книжности и истории церковно-певческого искусства. Он первым открыл для своих современников богатство и красоту певческой культуры Древней Руси, вплетенной в ее многовековую историю. Своими трудами он заложил основы науки, которая будет названа музыкальной медиевистикой.

В этом году исполнилось 120 лет со дня кончины Димитрия Васильевича Разумовского. Почти полтора века назад ушел этот выдающийся человек, и на фундаменте, заложенном им, с тех пор успело вырасти грандиозное здание. За прошедшие 120 лет, несмотря на сложности, связанные с развитием этой науки в советские годы, музыкальная медиевистика в России прошла огромный путь. Совместными усилиями многих исследователей были углублены и расширены знания о древнерусской музыкальной культуре, ее истории и теории. Ученым удалось добраться до самых истоков богослужебного пения и рукописной традиции Древней Руси, проникнуть в тайны знаменного роспева и других певческих стилей, заглянуть в древние теоретические руководства и азбуки. В стенах Московской консерватории дело о. Димитрия продолжает развиваться: в 1995 году при кафедре истории русской музыки был открыт Кабинет русской церковной музыки, преобразованный затем в Научно-исследовательский центр древнерусской церковной музыки и названный именем протоиерея Димитрия Разумовского. Деятельность Центра соединяет научные исследования в области восточно-христианской певческой культуры, педагогическую работу, проведение конференций, семинаров, круглых столов по этой тематике. Одним из значимых событий стала прошедшая с 12 по 16 мая Международная научная конференция «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского)».

Это уже пятое в ряду подобных крупных мероприятий, организованных по инициативе Центра. Конференция объединила ученых, занятых исследованиями в самых разных, часто не соприкасающихся областях музыкальной медиевистики и смежных наук, и дала им возможность не только рассказать о результатах своей работы, но и услышать о достижениях коллег. Спектр научных интересов докладчиков необычайно широк. Церковное пение Руси было охвачено во всем объеме: от древнейших нотированных текстов XII века, еще не поддающихся расшифровке, до поздних крюковых и нотолинейных рукописей, от традиционного столпового знаменного роспева до партесного многоголосия.

В нашей области, где истину часто следует искать на стыке научных дисциплин, сотрудничество между ними особенно важно. С этой целью в программу были включены сообщения «немузыкальной» тематики, посвященные истории иконописи, церковных уставов, литургических книг.

Все богослужебное пение Восточно-христианской церкви выросло из единого корня – великой византийской культуры. Поэтому певческие культуры Древней Руси, южнославянских народов, современной Греции – это культуры-сестры. Иностранные гости конференции рассказали о проблемах соотношения традиции и современной практики, особенностях композиторского искусства в литургическом пении Греческой церкви (д-р Э. Яннопулос, д-р К. Фотопулос), о выдающихся деятелях византийского мелотворчества (д-р А. Халдеякис), о национальном своеобразии сербской и армянской литургических традиций (д-р Д. Петрович, д-р А. С. Аревшатян). Не была забыта и вторая ветвь христианской литургической культуры – певческое искусство Западной Европы в традиции Католической церкви.

Изучение древности, как бы оно ни было интересно и увлекательно, не всегда должно оставаться замкнутым в себе, вне связи с живой певческой традицией. Историческую и теоретическую часть конференции органично дополнил круглый стол «Направления и проблемы современной литургической певческой практики». Его участники – исполнительские коллективы, практикующие различные манеры литургического пения, – рассказали о своей работе и представили слушателям различные ныне существующие стили церковного пения. Среди участников круглого стола – певчие подворья Александрийского Патриархата в Москве (церковь Всех Святых на Кулишках), хор единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово, студенческий хор кафедры древнерусской певческой культуры МГУКиИ.

Многие проблемы музыкальной медиевистики, озвученные в докладах участников конференции или оставшиеся пока вне их внимания, еще ждут своего разрешения, ждут нового поколения исследователей. Не будем забывать о том, что познавать культуру предков и открывать для себя наше наследие – задача поистине актуальная.

Ольга Тюрина

Поделиться ссылкой: