Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Королева русской виолончели

№ 7 (1281), октябрь 2010

Шаховская… Это имя – синоним отечественной виолончельной школы. Это имя – настоящий «знак качества» – исполнительского, педагогического, человеческого. В этом имени – королевская стать и княжеское достоинство, мудрость мастера и душевная чуткость учителя и друга… У Наталии Николаевны Шаховской, народной артистки СССР, профессора, заведующей кафедрой виолончели Московской консерватории, в этом году – юбилей!

Блистательным артистическим стартом ученицы С. М. Козолупова и М. Л. Ростроповича стали победы на конкурсах – сначала в фестивальной Москве 1957 года, затем в Праге на конкурсе Дворжака (1961), Всесоюзном конкурсе (1961) и – блистательный триумф на II Конкурсе имени П. И. Чайковского (1962). Затем последовали многие годы концертных выступлений по всему миру, с интенсивностью поистине нечеловеческой.

«Шаховская – артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками», – говорил Ростропович. В ее игре – благородство вкуса, чистота интонации и редкая красота тона – качество высшей пробы, глубина интерпретации, масштаб и яркий темперамент, истинно русская душевная открытость. В ее репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения А. Хачатуряна, С. Губайдулиной, С. Цинцадзе, Н. Сидельникова, С. Беринского, Л. Книппера. Шаховская играла с Е. Малининым и Э. Грачом в составе фортепианного трио, выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

Без малого полвека продолжается педагогическая деятельность Наталии Николаевны. За это время создана всемирно известная школа профессора Шаховской, ставшая поистине международным брендом. Да, в ее основе и козолуповская метóда, и новации вулканического Ростроповича. Но главное – неповторимое обаяние и гармония Музыканта и Личности «нашей Шахини», как влюбленно называют Наталию Николаевну ученики.

«Я не могу по-настоящему заниматься с учеником, если я не поняла его как человека, мне очень важно знать, чем он интересуется, что он чувствует и как мыслит», – говорит Наталия Николаевна. Из школы Шаховской вышло немало новых виолончельных звезд. Среди учеников Шаховской – профессора и доценты консерваторий, заслуженные артисты РФ, концертмейстеры крупнейших оркестров, свыше 40 лауреатов международных конкурсов: Б. Андрианов, С. Антонов, С. Аттертон (Франция), С. Багратуни, В. Бальшин, Э. Валенсуэло (Чили), Д. Вейс (Чехия), О. Галочкина, Е. Горюнов, А. Демин, Т. Заварская, А. Загоринский, И. Зубковский, О. Коченкова, Т. Мерк (Норвегия), А. Найденов, Д. Озолиня, В. Пономарев, К. Родин, Е. Румянцев, Н. Савинова, А. Селезнев, С. Судзиловский, П. Суссь, М. Тарасова, Г. Торлеф (Германия), Д. Урба (Латвия), Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, У. Шайфер, Д. Шаповалов и другие.

Творческий график ее и по сей день насыщен. Она преподает в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде, проводит мастер-классы по всему миру. Ее можно увидеть в жюри престижных международных конкурсов, среди которых и родной для нее конкурс Чайковского, и «Пражская весна», и немецкий АРД, и конкурсы имени М. Л. Ростроповича в Париже, имени В. Лютославского в Польше, Д. Поппера в Венгрии, К. Давыдова в Латвии и многих других.

В творческом облике Шаховской-педагога очень многое идет от ее характера. Это невероятная требовательность к себе, душевная теплота, почти материнская забота об учениках, чувство юмора, бескомпромиссность в отношениях с коллегами и администрацией, честность в профессии и в жизни.

Поздравляем со славным юбилеем, дорогая Наталия Николаевна! Здоровья, счастья с виолончелью, творческих успехов, долгих лет жизни!

Профессор А. Н. Селезнев

Оставить коментарий