Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Камерный хор поет Шостаковича

№ 6 (1244), сентябрь 2006

Одним из самых важных, знаковых имен в репертуаре Камерного хора Московской консерватории является имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Активно пропагандируя хоровое наследие великого композитора, руководитель коллектива Борис Григорьевич Тевлин продолжает традиции своего учителя по аспирантуре Александра Васильевича Свешникова, творческого друга и первого исполнителя многих шедевров мастера.

Уже вскоре после создания, Камерный хор под управлением профессора Тевлина исполнил «Десять поэм на слова революционных поэтов» в Большом зале консерватории. В интерпретации Маэстро на первом плане лирико-трагическая образная сфера, вечная тема противостояния личности и системы, характерная для творчества Шостаковича.

В 2000 году была создана оригинальная сценическая редакция «Антиформалистического райка» (сценограф – Наталья Сомонова, партия баса – солист ГАБТ, з. а. России Александр Науменко). Она имела большой успех у слушателей Москвы, Саратова, Магнитогорска, Донецка.

В 2005 году Камерный хор возвратился к «Десяти поэмам» Шостаковича, осуществив запись всего цикла на CD, исполнив его отдельные номера в Москве, Санкт-Петербурге и Японии. Презентация диска, а также изданий издательства «Дмитрий Шостакович», прошла интересно и содержательно 23 мая 2006 года в Рахманиновском зале консерватории в присутствии вдовы композитора – Ирины Антоновны. Особая судьба в Камерном хоре сложилась у двух обработок русских народных песен, выполненных композитором по заказу А. В. Свешникова – «Венули ветры», «Как меня, младу-младёшеньку». Впервые исполнив этот замечательный микроцикл в сентябре 1995 года, коллектив регулярно включает его в свои концертные программы, а полюбившаяся певцам и публике песня «Как меня, младу-младёшеньку» стала одной из «визитных карточек» хора, его виртуозным «бисовым» номером. Особенно памятно ее исполнение летом 2000 года в австрийском Линце на церемонии награждения победителей Первой Всемирной хоровой олимпиады, когда коллектив профессора Тевлина стал первым российским олимпийским чемпионом в хоровом жанре. Многие из нас, стоявших в тот день на сцене, испытывали чувство гордости за своего великого современника – Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Евгений Волков,
преподаватель кафедры хорового дирижирования

Оставить коментарий