Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Славься симъ, Екатерина!

№ 6 (1244), сентябрь 2006

Поздравлять любимого человека с днем рождения — всегда праздник. Когда же юбиляром становится любимый учитель, причем не только твой, но и музыкантов разных поколений, — праздник вдвойне. В этом году мы отмечаем юбилей Екатерины Михайловны Царевой — замечательного музыканта, выдающегося ученого и педагога, изумительного человека, всей душой преданного искусству.

Впрочем, в представлениях она не нуждается. Екатерину Михайловну знают все. Достаточно упоминания одного ее имени, чтобы при ответе на вопрос «У кого ты учишься?» у вопрошающего возникла полная уверенность в твоем профессионализме. Назвать ее воспитателем только музыковедов-историков означало бы незаслуженно сузить рамки ее многогранной деятельности. Ее времени и душевной теплоты хватает на вокалистов, теоретиков, инструменталистов, слушателей авторских курсов и Университета музыкальной культуры. Ей все одинаково интересны и дьроги. Кому-то выпадает счастье начать общение с ней еще с доконсерваторского звена — в Мерзляковском училище, другим — в Консерватории.

Ее лекции по истории зарубежной и русской музыки оставляют необычайно сильные и глубокие впечатления, давая возможность живого прикосновения к искусству великих композиторов-классиков. Неподражаемы манера подачи материала и сам лекционный процесс, перемежающийся неожиданными каламбурами, экспромтами. А ее смех так заразителен, что перед ним невозможно устоять! Екатерина Михайловна беспрепятственно переходит от музыки к поэзии и литературе, и художественные образы словно рождаются на ваших глазах: слушатель видит себя то в окружении гейдельбергских романтиков или при дворе герцога Мейнингенского, то вдыхает аромат ржаного поля и соснового бора. Это настоящие прогулки по музыкально-литературным лесам (если перефразировать название известной книги У. Эко). В непринужденном перемещении Екатерины Михайловны по аудитории ощущается дыхание «абсолютной свободы», достижение которой, по ее убеждению, необходимо для истинного художника (что, например, так восхищает ее в строгом искусстве Михаила Плетнева).

На уникальных общедоступных лекциях-концертах «Университета музыкальной культуры» (одном из ее любимых детищ) она — организатор и лектор — нередко выступает аккомпаниатором и исполнителем фортепианной партии в ансамблях вместе со своими друзьями и студентами. Как и для ее наставника Н. С. Николаевой, рояль в не меньшей степени, чем классическое музыкознание всегда был и остается предметом особой любви Екатерины Михайловны. Пиетет к своим педагогам — Л. М. Левенсон, Ю. А. Фортунатову, Л. А. Мазелю, С. С. Скребкову, Д. А. Блюму, Ю. Н. Холопову, И. А. Барсовой — она сохраняет и передает ученикам. Об этом же свидетельствуют авторские программы на радио «Орфей», а также проводимые с ее участием ежегодные конференции «Слово и музыка», посвященные памяти выдающегося русского мыслителя и искусствоведа А. В. Михайлова. Продолжая лучшие традиции Московской консерватории, Екатерина Михайловна неразрывно связана с великой русской культурой кровными узами.

Дорогая Екатерина Михайловна! Поздравляем Вас и искренне желаем Вам здоровья, неиссякаемого оптимизма, радости общения с учениками и коллегами, новых приятных музыкальных впечатлений и творческих открытий!

От имени учеников, друзей, коллег
Григорий Моисеев

Оставить коментарий