Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Легендарный дуэт

№ 8 (1282), ноябрь 2010

«За роялем вдвоем. Елена Сорокина и Александр Бахчиев» – книга М. Прялухиной о знаменитом фортепианном дуэте. «Они были одними из первых, рискнувших вынести на “большую сцену” произведения для домашнего салонного музицирования, – пишет автор. – Риск был велик, ведь даже среди профессиональных музыкантов бытовало мнение о “несостоятельности” жанра фортепианного дуэта: “Какое жалкое зрелище представляют собой два пианиста, если они сидят на эстраде большого концертного зала за одним роялем и толкают друг друга локтями. Это – для глаза. А для ушей четырехручная игра в концертном зале тоже малопривлекательная по причине звукового однообразия”, – так писал выдающийся и замечательный пианист А. Иохелес». Фортепианный дуэт Бахчиев – Сорокина смело ринулся в плавание против течения и победил.

Публика с воодушевлением восприняла сам жанр и его вдохновенных пропагандистов. С первого концерта в ЦДРИ почти сорокалетней давности и началась художественная жизнь дуэта, многократно называемого легендарным. И в этом не было преувеличения: исполнительскому творчеству дуэта сопутствовали обретение библиотеками всего мира неизвестных образцов, объединение дуэтов в циклы. Среди них масштабный замысел «Музыкальные столицы мира» с программами «Музыка старой Вены», «Музыка Франции», «Музыка пушкинского Петербурга», «Музыкальная Москва Серебряного века»… Или такие циклы, как «Бах, его семья, ученики», «Все фортепианные дуэты Моцарта», «Все фортепианные дуэты Ф. Шуберта».

В книге подробно рассказано о научно-исследовательской деятельности дуэта и о такой важной части его творчества, как живое слово музыкантов. Обращенное к публике, оно всегда отличалось глубиной содержания, облеченного в яркую, доступную форму. Живое слово артистов звучало не только перед концертами, но и по радио, на телевидении, где Сорокина и Бахчиев были создателями циклов телепередач «Четырехручные ансамбли» и «Камерные вечера», сыграв в них более ста дуэтных произведений, многие из которых впервые прозвучали в нашей стране. Популяризаторская деятельность этим не ограничивалась. Вновь обретенные, а подчас и просто открытые замечательные сочинения для фортепиано в четыре руки объединялись в сборники и издавались. Среди них сборник французской музыки «Букет Беатрисы», «За клавиатурой – вдвоем» или первый том задуманной серии «Зарубежные музыканты в России».

Портрет знаменитого дуэта в книге дополняют интервью с композиторами и исполнителями. Е. Подгайц, написавший специально для дуэта несколько крупных сочинений, в том числе получивший известность «Бахчиев–концерт», так завершил свое интервью в пяти эпизодах: «Дуэт Елены Геннадьевны и Александра Георгиевича – редкое явление на современной эстраде. Сейчас практически невозможно себе представить, но они действительно возродили жанр, вернули явление музицирования за одним роялем». В книге рассказывается и об участии дуэта в многочисленных фестивалях и конкурсах. Научную ценность издания усиливают Репертуарный список дуэта и Избранная дискография с приложенным к изданию диском.

«Посвятив работу легендарному фортепианному дуэту, автор отдает долг памяти прекрасному музыканту и человеку, народному артисту России, профессору Московской консерватории Александру Георгиевичу Бахчиеву»,пишет в заключение автор. Выход книги М. Прялухиной совпал с юбилейной датой выдающегося музыканта – Александру Георгиевичу в нынешнем году исполнилось бы 80 лет.

Профессор Е. Б. Долинская

Оставить коментарий