Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Спешите прочитать

№ 5 (1243), май 2006

Книга Е. Б. Долинской «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия» — прекрасный подарок не только музыкантам-профессионалам, но и студентам музыкальных учебных заведений и, что чрезвычайно важно, всем любителям музыки.

Интересна форма изложения материала, которая определяет логику содержательного сюжета, — возникает ощущение, что книга не написана, а сочинена. Не случаен и выбор темы. Фортепиано по своим конструктивным и художественным особенностям — наиболее концертный из всех музыкальных инструментов. За свою почти 300-летнюю историю музыкальный инструмент прошел грандиозный путь технологического развития и совершенствования. Это обстоятельство на всех художественно-исторических этапах привлекало композиторов-пианистов к созданию концертов.

Автору удалось проследить пути развития жанра от Моцарта и Бетховена, Шопена и Листа к истокам его возникновения в России, что безусловно связано с фортепианными концертами А. Рубинштейна. Без Четвертого концерта А. Рубинштейна не было бы и Первого концерта Чайковского в том гениальном виде, который восхитил и продолжает восхищать весь мир. Е. Б. Долинская справедливо напомнила об этом и показала дальнейшие этапы становления русского фортепианного концерта, анализируя творчество Балакирева, Римского-Корсакова, Аренского и, конечно же, самого Чайковского, чьи фортепианные концерты означали расцвет жанра не только в русской, но и в мировой музыке.

Наступление ХХ столетия ознаменовало триумф концертов Рахманинова, Метнера, Скрябина, завершающих традиции «кантиленного» русского пианизма, а с другой стороны — возникновение и развитие новых стилистических тенденций, проявившихся в творчестве Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Черепнина и т. д. Анализируя этот период развития русского фортепианного концерта, автор, по аналогии с письмами Рахманинова и Метнера, опирается на дневниковые записи Прокофьева, что вносит дополнительную литературную увлекательность и доказательность в научные изыскания музыковеда.

Особую ценность представляет раздел книги, посвященный последней трети ХХ века. Наверное, впервые в музыковедческой литературе столь серьезно исследуется огромный пласт фортепианной музыки, еще только обретающей традиции исполнения и слушательского восприятия. Анализируя и упоминая большое количество сочинений композиторов, создавших и создающих сегодня фортепианные концерты, Е. Б. Долинская справедливо опирается на произведения, получившие широкий доступ на концертную эстраду. В первую очередь, это сочинения Щедрина, Шнитке, Губайдулиной, Денисова и т. д. Большой интерес представляют размышления автора о тенденциях развития и трансформации жанра: наряду с традиционным концертом для фортепиано с оркестром появляются концерты для фортепиано и оркестра, для фортепиано в составе оркестра, для двух фортепиано и, наконец, для фортепиано без оркестра. Композиторы все чаще используют камерный состав (традиция, идущая от Баха). Попутно затрагиваются проблемы развития других жанров фортепианной музыки: концертного этюда, сонаты, полифонии.

Нет никаких сомнений в том, что талантливая книга Е. Б. Долинской привлечет широкое внимание музыкальной общественности и всех любителей музыки.

Б. А. Печерский

Оставить коментарий