Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Выборы ректора московской консерватории

№ 5 (1270), май 2009

2 июня 2009 года состоятся выборы Ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В апреле в консерватории прошло выдвижение кандидатов, которые затем были утверждены Ученым советом консерватории (30.04) и аттестационной комиссией Министерства культуры РФ (14.05).  

Профессор А. С. СОКОЛОВ

Соколов А.С.

И. о. ректора Московской государственной иконсерватории мени П. И. Чайковского;
Зав. кафедрой теории музыки Московской консерватории.
Доктор искусствоведения (1992)
Заслуженный деятель искусств РФ (1999)
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2005) и международной общественной премии «Почетный меценат и Благотворитель Мира – 2005».
Награжден орденами: Среднего креста со звездой Венгерской республики (2006); Преподобного Сергия Радонежского II степени (2006); «За возрождение России. XXI век» (2007); Святителя Иннокентия II степени (2007).

Родился 8 августа 1949 года в Ленинграде. Окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1973) и аспирантуру МГК (1979) по специальности «теория музыки».
В Московской консерватории преподает на кафедре теории музыки с 1979 года (с 1993 – профессор); с 1996 – зав. кафедрой теории музыки; в 1992-2001 – проректор по научной и творческой работе; в 2001-2004 – ректор Московской консерватории.
Выдвинут:
Советами факультетов – Вокального (единогласно), Дирижерского (единогласно), Историко-теоретического (единогласно), Композиторского (единогласно), Оркестрового (единогласно), Фортепианного (единогласно).
Межфакультетскими кафедрами – Истории и теории исполнительского искусства (единогласно); Концертмейстерского искусства (единогласно); Современной музыки (единогласно); Фортепиано (единогласно).
Ученым советом Московской консерватории (большинством голосов при 3-х воздержавшихся).

Профессор А. Н. ЯКУПОВ

ЯкуповХудожественный руководитель и дирижер Оперного театра Московской консерватории;
Директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
Заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Доктор искусствоведения (1995).
Награжден орденом Почета (2007).

Родился 13 мая 1951 года в поселке Светлогорск Агаповского района Челябинской области.
Окончил исполнительский факультет Уфимского государственного института искусств (1975) по специальности «народные инструменты (баян)»; Европейский институт права (2008) по специальности «юрист»
В Московской консерватории преподает на кафедре оперной подготовки с 2000 года.
Выдвинут:
Межфакультетской кафедрой камерного ансамбля и квартета (за – 11, против – 8, воздержались – 4).

 

Газета «Российский музыкант» провела эксклюзивное интервью, обратившись к кандидатам на пост Ректора Московской консерватории с двумя вопросами:

1. Что для Вас означает Московская консерватория? Какое место в Вашей жизни она занимала и занимает сегодня?
2. Что Вы намерены дат ь Московской консерватории в случае избрания Вас Ректором? Какие ближайшие цели Вы ставите перед собой? 

 

Александр Сергеевич СОКОЛОВ

1. Первокурсником переступив сорок лет назад порог Московской консерватории, я с нею с той поры и до сего дня уже не расставался. Поэтому смело могу сказать: консерватория – это вся моя жизнь. У меня были замечательные учителя, которым я обязан обретением любимой профессии. Причем я имею в виду не только тех, кто непосредственно со мной занимался. Концертные залы консерватории – это тоже великие Учителя, формирующие у молодого музыканта художественный вкус, расширяющие его кругозор. И общение с коллегами, да и с собственными учениками – это тоже прекрасная возможность шлифовки мастерства.
В последние пять лет, в период особо ответственной и напряженной работы в Правительстве Российской Федерации, я стал особенно ценить каждую минуту, проведенную в консерваторских стенах. Очень рад, что теперь могу с полной отдачей и с новыми силами окунуться в консерваторскую жизнь.

2. Мне не приходится фантазировать на эту тему. Работа ректора мне хорошо знакома. Это сложная и повседневная работа, которая заставляет от многого в жизни отказываться, и я к этому, безусловно, готов.
Целей немало – и простых, и, как модно сейчас говорить, «амбициозных». К последним относится прежде всего реализация масштабного проекта реставрации, реконструкции и строительства объектов Московской консерватории, задуманного еще в начале нынешнего столетия. За «министерские» годы я многое уразумел в этой области, теперь обретенный опыт может весьма пригодиться. К 150-летнему юбилею консерватории все работы должны быть завершены.
Есть у меня свое видение и постановки дела в концертной сфере. Здесь многое нужно подправить, в частности, систему абонементов консерватории. Уже со следующего концертного сезона консерватория получит три своих абонемента на чужих территориях: в зале Московской филармонии, во Дворце ЗИЛа и в новом концертном зале «Барвиха». Будет упорядочена работа и в собственных залах. Наши студенты, аспиранты и их педагоги будут значительно чаще выходить на сцену.
Есть хорошие идеи по совершенствованию учебных планов. В частности, Ученый Совет недавно с интересом обсуждал перспективу гуманитарной подготовки студентов, намеченную профессором В. Г. Кисунько. Уже прорабатывается в деталях новый подход к работе студенческого симфонического оркестра, одобренный коллегами во время моей встречи с коллективом оркестрового факультета.
Буквально на днях в консерватории появился бесплатный беспроводной Интернет. Впереди много и других полезных нововведений. Однако на первом плане у нас всегда должна оставаться верность великим традициям консерватории, впитываемым именно на студенческой скамье и проносимым через всю жизнь. И в этой связи одна из главных моих задач – утвердить в консерватории высокодуховную атмосферу, обеспечить осуществление в изобилии возникающих в консерваторской среде творческих замыслов.
Ну и материальные потребности всего нашего коллектива будут, конечно же, максимально удовлетворяться. И это касается не только заработной платы и материальной помощи. Сейчас рассматривается в практической плоскости вопрос о строительстве по соседству с консерваторией жилого дома со служебными квартирами для наших сотрудников.
Хорошую пищу для размышлений мне дали проведенные за последние три месяца встречи с каждым из факультетов консерватории. Все адресованные мне конкретные пожелания либо уже выполнены, либо внимательно прорабатываются ректоратом.

 

Александр Николаевич ЯКУПОВ

1. Много лет пытаюсь разгадать феномен Московской консерватории. Не перестаю преклоняться перед личностью Николая Григорьевича Рубинштейна и его единомышленниками. Задумав создать консерваторию, они силой своих идей и творческого примера смогли свершить чудо – взрастить свое детище лучшим в мире.
Попробую хотя бы в общих чертах указать на факторы, лежащие в основе этого феномена. Во-первых, Николаю Рубинштейну удалось заложить такие основы построения учебного процесса, которые в дальнейшем привели к созданию самой совершенной системы музыкального образования. Во-вторых, он привлек к работе в консерватории крупнейших отечественных и зарубежных музыкантов: П. И. Чайковского, С. И. Танеева, В. И. Сафонова, М. М. Ипполитова-Иванова, Ф. Лауба, И. В. Гржимали и др. В свою очередь, благодаря этому консерваторией была подготовлена целая плеяда выдающихся композиторов и исполнителей – С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, А. В. Нежданова и др. Параллельно учебному процессу уже в тот период большое внимание уделялось музыкальной науке, а сегодня мы являемся свидетелями ее необыкновенного расцвета.
Не меньшее восхищение вызывает у меня стремление отцов-основателей и их последователей к генерированию глобальных идей, которые, в частности, оказали серьезное влияние на строительство российской системы музыкального образования в целом. Например, в дальнейшем результатом подвижнической деятельности Б. Л. Яворского стало создание трехзвенной системы подготовки музыкантов (школа–училище–вуз). В настоящее время в России действуют 6 тысяч ДМШ, более 160 музыкальных училищ, целая сеть вузов. И если российское музыкальное искусство является предметом подражания для многих стран мира, то в этом, безусловно, заслуга консерватории и ее основателей.
Для меня лично, все, что происходит в концертных залах Московской консерватории, является и школой повышения профессионального мастерства, и предметом наслаждения музыкальным действом, которое здесь царит ежедневно, и импульсом для душевных переживаний после услышанного.

2. Моя предвыборная программа довольно обширна и многоаспектна. Параметры данного интервью не позволяют дать о ней развернутое представление. Надеюсь, что преподаватели, студенты и сотрудники найдут время, чтобы ознакомиться с моей программой.
В качестве же обобщения должен сказать следующее. Новое время ставит перед нами и новые проблемы, одной из которых, например, является глобализация образования, известная нам как «Болонский процесс». Его авторы пытаются реализовать, казалось бы, разумную задачу – создать интегрированную общемировую систему образования. Вместе с тем, музыкальное сообщество обеспокоено тем, что это может привести к унификации учебного процесса, утрате специфики и ряда достижений, которыми так богата Московская консерватория. Сохранение существующей системы музыкального образования России в целом и уникальных традиций Московской консерватории в частности – важнейшая задача.
Коснусь и отдельных тактических вопросов. Среди приоритетов моей программы — повышение заработной платы профессорско-преподавательскому составу, концертмейстерам и сотрудникам, стипендий студентам. Приложу весь свой большой опыт к делу обеспечения Московской консерватории лучшими музыкальными инструментами, налаживания качественного, вкусного и недорогого питания – ведь удалось же это сделать в ЦМШ.
В моей практике было создание оперного театра, консерватории и студенческого городка в Магнитогорске, строительство Центральной музыкальной школы в Москве. Это придает мне уверенность в проведении реставрации зданий консерватории, строительства Оперного театра и здания для библиотеки им. С. И. Танеева в кратчайшие сроки и без ущерба для учебного процесса.
Обеспечение каждому преподавателю и студенту условий для реализации творческих замыслов было для меня делом всей моей жизни. Готов жертвовать своими исполнительскими амбициями и временем ради служения консерватории, ее преподавателям, студентам и сотрудникам.

Поделиться ссылкой:

Оставить коментарий