Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В Татьянин день

№ 1 (1239), январь 2006

«Дорогой Танюше с благодарностью за душу, которая помогает мне жить»
М. Ростропович

«Великая женщина. Она по праву принадлежит к наиболее значительным личностям отечественного музыкального искусства XX века»
Т. Хренников

«Татьяна Алексеевна Гайдамович — выдающийся музыкальный деятель современности. Педагог, ученый, просветитель — в каждой из этих ипостасей она являет собой пример для подражания»
И. Архипова

Имя Татьяны Алексеевны Гайдамович всегда вызывало ощущение прекрасного, гармоничного. Мы привыкли видеть человека, живущего ярко и напряженно во всем многообразии проявлений искусства — в исполнительстве, педагогике, исследовательской и просветительской деятельности. Творческая биография Татьяны Алексеевны тесно и неразрывно связана с жизнью Московской консерватории. «Радость общения… Меня щедро одарила ею судьба — в семье, с друзьями, коллегами, учениками. Вероятно, по своему характеру я никогда не была сторонним наблюдателем, активно участвуя в жизни моей любимой Alma Mater — как студентка, педагог, декан, заведующая кафедрой… и главное — как член того сообщества, которое и образует Московскую консерваторию. Оно прекрасно, сложно, многообразно. И я горжусь тем, что за более чем 60 лет моей сопричастности к нему многие дарили меня своим вниманием, доверием, дружбой», — писала Татьяна Алексеевна в своей последней книге «Избранное».

Т. А. Гайдамович родилась 6 мая 1918 года в Москве в родовитой семье русских интеллигентов. Дед, А. М. Гайдамович, философ-просветитель, входил в круг близких соратников Л. Н. Толстого, много и успешно занимался благотворительностью в Московском работном доме. Отец, Алексей Антонович, руководил Художественным фондом Союза художников СССР. Мать, Варвара Александровна, пела ведущие сопрановые партии в Большом театре, а впоследствии работала на Радио и гастролировала по стране. Заниматься музыкой Татьяна Алексеевна начала на фортепиано у Е. Ф. Гнесиной, затем с 14 лет — на виолончели у Л. В. Ростроповича. Окончив школу, поступила в училище им. Гнесиных, в класс А. Я. Георгиана. 22 июня 1941 года сдала последний вступительный экзамен в Московскую консерваторию. Еще до поступления в консерваторию начала преподавать — сперва в ДМШ в Измайлово, затем в школе им. Гнесиных. Параллельно с учебой в консерватории (в классе С. П. Ширинского, а затем в классе Г. С. Козолуповой) работала в оркестре Большого театра. С большим энтузиазмом занималась камерным ансамблем в классе А. Ф. Гедике. С 1947 года до своей кончины работала в Московской консерватории — концертмейстером группы виолончелей в Оперной студии, иллюстратором, затем ассистентом А. Ф. Гедике. В 1957 году получила самостоятельный класс камерного ансамбля (с 1965 г. — доцент, с 1980 — профессор).

Обучение в классе Татьяны Алексеевны прошли сотни музыкантов: В. Спиваков, Ю. Башмет, Б. Бехтерев, Т. Гринденко, М. Зельцер, Г. Жислин, В. Виардо, Г. Ширинская, И. Медведева, И. Калер, К. Родин, Д. Шаповалов, А. Севидов, О. Севидова, И. Котляревский, Б. Конторович, Э. Татевосян, И. Беркович, Л. Дубровская, В. Постникова, Г. Рождественский, И. Осипова, М. Евсеева, В. Гинзбург, Б. Березовский, Е. Ксавериев, В. Зеленин, С. Сондецкис и многие другие. Созданные под ее руководством ансамбли стали победителями многих международных конкурсов и завоевали признание во всем мире. Это «Московское трио» (А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин), Трио им. Чайковского (К. Богина, П. Верников, Е. Либерман), «Бекова-трио» (сестры Никипбековы), трио: В. Деревянко — В. Вилькер — М. Дробинский; дуэты: Д. Шварцберг — Б. Петрушанский, С.Багратуни — О. Степанов, Л. Горохов — И. Никитина. А еще: «Танеев-трио», «Рославец-трио», «Арт-трио», «Академ-трио», «Credo-квартет» и многие другие. Большинство учеников Татьяны Алексеевны успешно работают педагогами Московской, Казанской, Новосибирской, Краснодарской консерваторий, РАМ им. Гнесиных, Академий Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, Литвы, Латвии, а также в Австрии, Италии, Испании, Германии, США, Израиле, Коста-Рике, Болгарии, Англии. Сама Татьяна Алексеевна постоянно проводила мастер-классы в городах России, странах СНГ, в Германии, Испании, США, Израиле, Алжире.

Всех учеников и друзей, которые имели счастье общаться с ней на разных этапах творческого пути, поражали ее глаза. Вот одно их свидетельство: «Абсолютно молодой, задорный взгляд. В общении — колоссальное чувство юмора, умение шутить и понимать хорошие шутки. От многих других педагогов, музыковедов, критиков ее отличало изначальное искреннее желание услышать именно хорошее исполнение, постоянная надежда на чудо, играет ли это студент или всемирно признанный мэтр… Ученики Татьяны Алексеевны узнают друг друга без верительных грамот и дипломов — каким-то двадцатым чувством… Дело не просто в том, чтобы сыграть «вместе», «чисто» или «одинаковым штрихом». Едины ценности, духовное родство, выработанное умение слышать и чувствовать партнера, ощущение СОТВОРЧЕСТВА».

Около 30 лет Татьяна Алексеевна возглавляла оркестровый факультет. Именно в этот период Камерный и Симфонический оркестры консерватории неоднократно побеждали на конкурсах Фонда Г. Караяна, осуществились глобальные творческие проекты в сотрудничестве с К. Кондрашиным, Е. Светлановым, Г. Рождественским, П. Булезом, Г. Шолти. Татьяна Алексеевна была одним из организаторов советско-американских молодежных оркестров, выступавших с такими дирижерами, как З. Мета, Д. Китаенко, Л. Николаев. Значительными событиями в жизни консерватории были также создание студенческого ансамбля для совместных концертов с С. Рихтером, подготовка оркестра для выступления с М. Ростроповичем (1974 г.), организация цикла концертов в Иваново (дир. Ф. Мансуров, М. Тэриан, А. Лазарев).

Долгие годы Т.А.Гайдамович успешно занималась исследовательской работой. Уже будучи профессором консерватории, она защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Ее перу принадлежат книги «Мстислав Ростропович», «Святослав Кнушевицкий», «Лев Книппер», «Русское фортепианное трио», «Виолончельные сонаты Бетховена», «Фортепианное трио Моцарта», «Инструментальные ансамбли» и др., которые широко вошли в литературу о творчестве и исполнительстве XX века; статьи-портреты выдающихся исполнителей и педагогов — Д. Ойстраха, Л. Когана, Ю. Янкелевича, Д. Шафрана, С. Рихтера, Г. Кассадо, Н. Шаховской, Л. Исакадзе, А. Никитина; статьи-исследования в области камерно-инструментальной и виолончельной музыки; статьи и эссе, посвященные проблемам музыкального образования и воспитания молодых музыкантов.

Яркий артистизм, блестящее владение словом (не только письменным, но и устным) позволили Татьяне Алексеевне в своих «вступительных словах» к концертам создавать удивительно яркие «портреты», образующие панораму выдающихся деятелей консерватории. К сожалению, эти выступления не записаны, но остались в памяти слушателей.

Почти 15 лет Татьяна Алексеевна стояла во главе кафедры истории и теории исполнительского искусства. Многие педагоги кафедры за эти годы подготовили и защитили кандидатские и докторские диссертации, стали доцентами и профессорами. Татьяна Алексеевна ввела в практику новый тип конференций, к которым кроме педагогов ее кафедры привлекались ведущие профессора исполнительских и теоретического факультетов, композиторы, дирижеры, представители межфакультетских кафедр.

18 лет Т. А. Гайдамович была Президентом Ассоциации камерной музыки Международного Союза музыкальных деятелей. За эти годы ею были организованы Курсы высшего ансамблевого мастерства в Москве, Казани, Донецке, Минске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и других городах, имеющие большое значение для совершенствования преподавания камерного ансамбля в музыкальных вузах. Масштабным проектом, осуществленным Татьяной Алексеевной, явилась организация в России Международного конкурса им. Танеева (бессменным председателем жюри которого она была в городе Калуге). За эти годы музыка Танеева активно зазвучала в 13 странах и более чем в 20 городах России. Под эгидой Ассоциации организованы Всероссийские и Международные конкурсы камерных ансамблей в Красноярске, Краснодаре, Сызрани, Новомосковске, Москве (детский). Татьяна Алексеевна была постоянным членом жюри Международных конкурсов Ю. Башмета, им. Д. Шостаковича и им. Дж. Виотти.

Предмет особой заботы Татьяны Алексеевны — юные музыканты. Более 10 лет она была Председателем художественно-экспертного совета Благотворительного Фонда «Новые имена». Музыкант-просветитель, она выступала с докладами в штаб-квартире и на конференции ЮНЕСКО в городе Суздале, которые сыграли решающую роль в признании деятельности Фонда на мировом уровне. Татьяна Алексеевна была Председателем объединенного жюри Всероссийских конкурсов «Новые имена» и возглавляла жюри смотров «Новые имена Москвы» и «Новые имена Подмосковья», проводила мастер-классы в творческих школах Фонда в Москве, Суздале, Якутии. Именно под руководством Татьяны Алексеевны многие талантливые дети впервые соприкоснулись с искусством ансамбля.

Т. А. Гайдамович — член Союза композиторов, член Президиума Международного Союза музыкальных деятелей, член Попечительского совета Фонда им. П. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ. Она награждена орденами Почета, Дружбы, «Знак Почета», медалями СССР и РФ, Золотой медалью Фонда И.Архиповой, Почетным знаком «Золотой Аполлон» Фонда им. П. Чайковского, Медалью Президента Республики Саха (Якутия), удостоена звания Лауреата «Премий Москвы» в области литературы и искусства.

Татьяна Алексеевна Гайдамович ушла из жизни 12 ноября 2005 года — внезапно, в расцвете творческих сил. Уже были развешены афиши, извещающие об ее очередном классном вечере. И он состоялся, как и был запланирован, 15 ноября. Богу было угодно, чтобы класс Гайдамович играл в день похорон, словно слагая звуковой венок памяти незабвенного Учителя.

Известие о скоропостижной кончине Татьяны Алексеевны мгновенно облетело музыкальный мир и отозвалось бесконечной болью в душе. В. Спиваков: «Поверить трудно, смириться невозможно. Ее сердце билось до последнего, и мгновенье, разделяющее ее жизнь от нашей, будет длиться и длиться, потому что Сердце ее всегда было наполнено любовью и беспримерным служением долгу — долгу Учителя, Наставника… Яркий, неординарный и очень мужественный человек… Низко склоняю голову…». В. Берлинский: «Уходит поколение, одним из признанных лидеров которого была Татьяна. Сколько помню ее (а мы в один день окончили консерваторию), она всегда была готова прийти на помощь всем, кто в ней нуждался. Большой музыкант, великой педагог…». В. Крайнев: «Очень горько, очень трудно… Уходят последние, настоящие, прекрасные, подлинные держатели национальной отечественной культуры… Татьяна Алексеевна воспитала не одно поколение замечательных музыкантов, а значит она прожила достойную, яркую и красивую жизнь. Имя ее навсегда вписано в историю нашей музыкальной культуры…».

Е. Б. Долинская

Поделиться ссылкой: