Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Хоровая осень

№ 7 (1237), ноябрь 2005

Закончился ПЕРВЫЙ ОСЕННИЙ ХОРОВОЙ ФЕСТИВАЛЬ, организованный кафедрой хорового дирижирования. В форуме, посвященном 140-летию Московской консерватории. приняли участие шесть хоровых коллективов. Своими впечатлениями делится автор проекта и музыкальный руководитель фестиваля, народный артист России, профессор Борис Тевлин.

Камерный хор Московской консерватории

Борис Григорьевич, это был первый хоровой фестиваль. Станет ли он началом традиции?

— Мне бы очень хотелось, чтобы за первым фестивалем последовали и второй, и третий. Это необходимо для того, чтобы обратить внимание на проблемы хорового искусства, оно сегодня нуждается в изучении. Но самое главное — для того, чтобы хоровое пение любили, ценили, чтобы проникались им, ибо оно в основе всей музыкальной культуры России. Это самое демократичное, самое общенародное искусство.

Жаль только, что государство на развитие «самого общенародного» отпускает копейки.

Слева направо: Д. Дианов, С. Калинин, А. Рудневский, Л. Конторович, В. Суханов, В. Калистратов, Б. Тевлин, В. Калинин, Р. Леденев

— Государство к подобным мероприятиям, как и к культуре вообще, относится индиферрентно. Так что условия для проведения фестиваля создала сама консерватория. Нас поддержали ректорат и финансовое управление.

В чем особенность пилотного фестиваля?

— Мы сделали четыре концерта, в которых приняли участие разные хоровые коллективы. Открылся фестиваль концертом Хора студентов Московской консерватории под управлением профессора Станислава Калинина. Это был своего рода мастер-класс как молодых, так и известных мастеров. Все они — педагоги кафедры хорового дирижирования. В течение месяца, кроме проф. Калинина, с нашим хором работали лауреаты международных конкурсов преподаватель Евгений Волков и доцент Алексей Рудневский; заслуженный работник культуры, доцент Валерий Калинин; заслуженные деятели искусств Валерий Калистратов и Лев Конторович. Во втором

Детский хор "Щедрик" (Украина)

и третьем концертах пели четыре коллектива, уже известных и признанных. Из Киева приехал детский хор «Щедрик» под управлением Марианны Саблиной. МВД России делегировало на фестиваль свой Ансамбль песни и пляски, которым руководит генерал-майор, народный артист РФ, профессор Виктор Елисеев. 13 октября состоялись концерты Саратовского губернского театра хоровой музыки и камерного хора «Классика» Международного фонда единства православных народов. Его художественный руководитель и дирижер, доцент Нина Королева оканчивала нашу консерваторию. И, наконец, заключительный концерт 29 октября был посвящен 10-летию Камерного хора Московской консерватории. (Концерт, которым дирижировал маэстро Тевлин, прошел при аншлаге и с невероятным успехом. — Ред.).

Очень интересно была составлена программа первого концерта. Это был вечер премьер?

— Многие сочинения композиторов московской школы действительно прозвучали впервые: «Два хора» Е. Волкова, «Salve Regina» Д. Дианова (он же исполнил партию органа), «Непропетая песня» Р. Леденева, «Набат» А. Вискова. В двух творческих амплуа — как композитор, и как дирижер — выступил В. Калистратов.

Какие моменты истории дирижерско-хорового факультета представляются Вам наиболее значительными?

Ансамбль песни и пляски ВВ МВД РФ

— В первую очередь, сам процесс его организации. Как известно, события 1917 года насильственно прервали развитие отечественного хорового искусства. Было ликвидировано Московское синодальное училище, прекратились концерты знаменитых хоров под управлением великолепных регентов Н. М. Данилина, Н. С. Голованова, П. Г. Чеснокова и с участием выдающихся певцов — А. Неждановой, В. Петрова, С. Стрельцова, великого архидиакона Константина Розова. Тем не менее, стараниями А. Д. Кастальского, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. В. Александрова созданная взамен Синодального училища Народная хоровая академия 6 февраля 1923 года присоединилась к Московской консерватории. Уже в 1924 году состоялись первые выступления хорового класса под руководством дирижеров М. М. Ипполитова-Иванова и К. С. Сараджева. В первую программу вошли хоры М. П. Мусоргского «Иисус Навин» и «Поражение Синнахериба». Приходит на память интересная деталь, о которой рассказывает Евгений Федорович Светланов в своей книге «Музыка сегодня» (1985, с. 222–223): «Незадолго до своей кончины Александр Васильевич Свешников, обращаясь ко мне, просил исполнить в ближайшем будущем совершенно забытые, но от этого ничуть не поблекшие хоры Мусоргского „Иисус Навин“ и „Поражение Синнахериба“…».

За годы деятельности дирижерско-хорового факультета Московской консерватории из его стен вышла блестящая плеяда хоровых дирижеров, в их числе Г. А. Дмитревский, В. П. Мухин, К. М. Лебедев, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. Б. Хазанов, Г. П. Лузенин, А. А. Юрлов, И. Г. Агафонников, С. Г. Эйдинов, Е. Н. Зверева и сотни других ярких музыкантов, продолжающих ныне великое дело своих учителей.

Каковы, на Ваш взгляд, специфические черты русской хоровой школы?

— Хормейстеры-синодалы в основу дирижерско-хорового образования в Московской консерватории положили принципы, о которых Н. С. Голованов, выпускник Синодального училища, писал: «Синодальное училище дало мне все: жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». У всех хоровых дирижеров, работающих сейчас на кафедре, единая школа, единое, святое отношение к своей истории, своим истокам, верность традициям. И, кроме того, есть дружеская коллегиальность — все педагоги увлечены одним делом, работают без всяческой зависти, корысти. В едином порыве. Это очень важно.

Беседовала
редактор Мария Макарова

На снимках: Камерный хор Московской консерватории,
участники фестиваля,
Ансамбль песни и пляски ВВ МВД РФ,
детский хор «Щедрик» (Украина)

Фото: В. Крайнова и А. Соловьева

Поделиться ссылкой: