Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

И снова звучит орган

№ 4 (1234), май 2005

С 14 по 31 марта в Москве проходил Пятый международный органный фестиваль, организованный кафедрой органа и клавесина Московской консерватории. Впервые в столице выступили зарубежные органисты Ласло Фассанг (Венгрия) и Йорг-Ханнес Хан с певицей Анной Хаазе (Германия). По уже сложившейся традиции в МЗК и БЗК состоялись концерты студентов и аспирантов, в том числе лауреатов международных конкурсов 2004 года; в программе фестиваля приняли участие и самые молодые исполнители, лауреаты Первого московского конкурса юных органистов. В рамках мероприятия прошли две премьеры – на суд взыскательной публики были вынесены сочинения «Salve Regina» для солистов, хора и органа Д. Дианова и Песни без слов для хора и органа Г. Шайдуловой, при участии Камерного хора «Духовное возрождение», худ. руководитель и дирижер – засл. деятель искусств РФ, засл. артист РФ Лев Конторович. Все концерты прошли с большим успехом, вызвав сильный резонанс в московской музыкальной жизни.

Своими впечатлениями делятся преподаватели Московской консерватории.

Доцент А. С. Семёнов: «С каждым годом Московский органный фестиваль становится все более представительным. Расширяется география участников, концерты насыщаются интересными творческими событиями. Так, в этом году порадовали новыми сочинениями Д. Дианов и Г. Шайдулова, вызвавшие большой энтузиазм слушателей. Состоялся концерт лауреатов Первого московского конкурса юных органистов, показавший весьма высокий уровень подготовки молодых дарований. И, конечно, украшением фестиваля стали концерты зарубежных гостей: Л. Фассанга и Й.-Х. Хана. Последний из них провел чрезвычайно интересный и полезный мастер-класс, не жалея ни сил, ни времени: занятия проходили в течение всего дня с небольшим перерывом на обед. В целом наши зарубежные гости продемонстрировали не только мощные традиции европейской органной школы, но и новые веяния в органном исполнительстве, заражая при этом своей молодостью и энергией в сочетании с яркой и талантливой игрой.

Закончился фестиваль грандиозным концертом в БЗК, где во всем блеске была представлена московская органная школа в лице студентов и аспирантов нашей alma mater.

Подводя итог прошедшего большого события в музыкальной жизни нашей столицы, нельзя не восхититься подвижнической деятельностью проф. Н. Н. Гуреевой, несущей на себе основную нагрузку во всей подготовительной, творческой, административной и пр. работе этого фестиваля.

Хочется пожелать Московскому органному фестивалю новых ярких имен, неожиданных творческих решений, новых энтузиастов-помощников и, конечно, твердой спонсорской поддержки».

Доцент Л. Б. Шишханова: «Органный фестиваль проводится уже пятый раз по инициативе зав. кафедрой органа и клавесина, проф. Н. Н. Гуреевой. Раз от разу фестиваль набирает силу. Мне кажется, что главным завоеванием является очень большое внимание к детскому исполнительству. Каждый раз в рамках фестиваля в Малом зале консерватории проходит концерт детских музыкальных школ Москвы. В этом году концерт был особенно интересен.

Очень важным начинанием мне кажется также сотрудничество с кафедрой композиции. Во время фестиваля демонстрируются произведения, написанные для органа. Это большой стимул для молодых авторов».

Доцент Д. В. Дианов: «Фестиваль открыл для московской публики новые имена зарубежных органистов сравнительно молодого возраста. Это Ласло Фассанг из Будапешта и Йорг-Ханнес Хан из Штутгарта. То, что они являются музыкантами широкого профиля, отразилось на их естественной, ненадуманной исполнительской интерпретации как старинной, так и современной музыки. Й.-Х. Хан, в репертуаре которого все органные сочинения И. С. Баха и самые значительные органные сочинения М. Регера, выступает также как дирижер во многих странах мира, является художественным руководителем баховского хора и оркестра в Штутгарте. Фассанга, ведущего активную концертную деятельность в Европе, можно назвать одним из самых ярких импровизаторов нашего времени, способного импровизировать не только в классической, но и в джазовой манере. Так, наиболее ярким и запоминающимся в его концертной программе были импровизации, сыгранные свободно и вдохновенно и при этом в совершенно разных стилях. Фуга на две темы в духе Генделя прозвучала удивительно цельно, будто это готовое сочинение. В современной и даже несколько эпатажной манере была исполнена импровизация, в основе которой – монограмма имени самого органиста (FAHAG), с тонкой иронией и юмором органист использовал музыкальные средства и приемы неакадемического направления.

Еще один из знаменательных моментов фестиваля – это концерт студентов и аспирантов органного класса МГК в БЗК, на котором впервые для московской публики были исполнены Прелюдия-фантазия ре минор А. Ф. Гедике (А. Максимова, кл. доц. Д. В. Дианова) и Героическая поэма, соч. 33 М. Дюпре для органа и ансамбля духовых и ударных инструментов (Е. Готсдинер, кл. доц. А. С. Семёнова), а также множество других ярких произведений, в числе которых хочется отметить удивительные по чистоте музыкального языка вокальные сочинения В. Кикты для голоса и органа (Я. Юденкова, кл. проф. А. А. Паршина) и монументальную фреску Ж. Лангле (И. Гольденберг, кл. доц. Л. Б. Шишхановой), которые просто созданы для того, чтобы звучать на органе Кавайе-Колль.

Очень хочется отметить труд органных мастеров, прежде всего – Н. В. Малиной, заведующей органной мастерской, А. Шаталова и А. Черток, которые осуществляли настройку инструментов и делали молниеносный ремонт, связанный с неожиданными «сюрпризами» во время концертов в МЗК и БЗК (орган последнего давно уже ожидает реставрационных работ и ремонта)».

Н. В. Малина, заведующая органной мастерской: «Это был очень большой и интересный фестиваль. Большим достижением можно назвать детский органный конкурс, который впервые прошел в рамках такого крупного мероприятия. Раньше студенты начинали осваивать инструмент только с вузовской скамьи (я была единственным человеком, умевшим играть на органе к моменту поступления в Консерваторию). Л. И. Ройзман всегда мечтал о том, чтобы органное образование начиналось раньше. И вот его мечты осуществились… Благодаря огромным усилиям Г. В. Семёновой и проф. Н. Н. Гуреевой у нас появилось много юных играющих органистов. Жаль только, что в школах и училищах стоят в основном электронные, а не настоящие инструменты.

Хлопот было много, но все выступали очень ярко. Особенно запомнился вечер в Малом зале с участием Й.-Х. Хана и певицы А. Хаазе, исполнивших редко звучащие в наших залах духовные песни М. Регера и Г. Вольфа; концерт «Памяти А. Ф. Гедике» 31 марта в БЗК, на котором выступали студенты и аспиранты кафедры органа и клавесина. Порадовало то, что каждый играл по-своему. Жаль, что на реставрацию нашего замечательного органа, которому исполнилось 106 лет, все никак не находится средств, и мы стоим на грани потери одного из лучших памятников культурного достояния России».

Профессор Ю. М. Буцко: «В одном из концертов органного фестиваля, прошедшего в Московской консерватории в марте этого года, прозвучало сочинение Д. Дианова, названное по-латыни «Salve Regina» для хора, двух женских голосов и органа. Оно с немалым успехом было исполнено в МЗК самим композитором (орган), солистками Еленой Хорошениной (сопрано) и Валерией Пфистер (меццо-сопрано) и хором МГИМ им. Шнитке (худ. рук. и дирижер – Лев Конторович).

Сочинение «Salve Regina» может быть отнесено к жанру духовной кантаты. Оно просто по форме – трехчастной по сути, где все три раздела объединены единой линией развития. Это, в общем, одно сплошное cresсendo, выполненное приемом постепенного завоевания регистров органа от р до f, включением голосов – сперва солистов, а затем и хора. Оно скупо, даже аскетично по средствам выразительности, разве только частое смещение тональных центров выдает гармонию XX–XXI веков (модальность), создавая в музыке состояние «беспокойного покоя» в созерцании непреложного величия канона.

Каноничность творчества Д. Дианова – это и есть главная черта композитора, которая меня привлекает. Ощущение канона почерпнуто им, вероятно, из музыки прошлого, в первую очередь – великого органного наследия, которое он хорошо знает как композитор, исполнитель и одновременно педагог класса органа. Свое вдохновение он черпает из той же области, откуда произошли такие музыкальные явления, как М. Регер и А. Брукнер. Во всяком случае, образ этих последних немецких «великих утопистов» витает где-то рядом.

В музыке Д. Дианова вообще нет места развлечениям, декоративным эффектам или каким-либо приемам музыкальной «выразительности». Никаких «шепотов и придыханий», никаких «закатываний глаз», – словом, всех тех средств внешней выразительности, которые никогда не заменят и не заполнят место канона, то есть идеального прообраза в музыке. Творчество Д. Дианова устойчиво и постоянно, – а потому нравственно. Он создал музыкой свое время, в котором живет. Пожелаем же ему удачи в творчестве, здоровья, счастья и долголетия».

Материал подготовила
М. В. Макарова

Поделиться ссылкой: