Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Первооткрыватель

№ 2 (1232), март 2005

Исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося трубача, профессора Московской консерватории Георгия Орвида.

Все, кто слышал игру Георгия Орвида, отмечают поэтичность звучания его трубы, виртуозность, музыкальность, артистизм. «Он был смелый, дерзновенный первооткрыватель, — говорил об Орвиде Тимофей Докшицер, — познакомивший нас с целым рядом неизвестных сочинений, иногда сложных до непризнания их на первых порах, а теперь вошедших в репертуар трубачей. Причем Орвид не считался с риском быть непонятым или раскритикованным. Его убеждения, вера в автора, в его сочинение, за которое он брался, были выше его риска».

Георгий Орвид родился 25 ноября 1904 года в г. Вознесенске Николаевской губернии, скончался 17 июня 1980 года в Москве. В 1924 он поступает в Киевскую консерваторию в класс Петра Рязанцева. В 1930 оканчивает Московскую консерваторию по классу М. Табакова и по конкурсу поступает в оркестр Большого театра, где играют его известные коллеги: М. Табаков, М. Адамов, П. Лямин, И. Василевский, С. Ерёмин, Н. Полонский. В 1934 его, уже окончившего аспирантуру, приглашают солистом в оркестр радиокомитета, а в 1936 — в Государственный симфонический оркестр России. Он играл с лучшими дирижерами: Отто Клемперером, Бруно Вальтером, Эрнестом Ансерме, Оскаром Фридом, Георгом Севастьяном, Вячеславом Суком, Николаем Головановым. В этот период Г. Орвид выступает как солист. Его репертуар включает собственные транскрипции произведений Баха, Генделя, Бетховена, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, а также сочинения А. Гедике, Н. Чемберджи, В. Щёлокова.

Г. Орвид создает «Школу игры на трубе», которая выдержала три издания (1933, 1938, 1940) и получила широкое распространение в России. В 1939 он возглавляет научную и учебную работу на военно-дирижерском факультете консерватории. С 1944 он заместитель начальника военно-оркестровой службы, неоднократно выезжает в действующую армию и принимает участие в боях, за что был награжден боевыми орденами и медалями. В 1946 году Орвид руководит различными музыкальными учреждениями, с 1948 — заместитель директора консерватории по научной и учебной работе, с 1956 — заместитель министра культуры, а с 1959 — директор Большого театра России. В 1958 — член организационного комитета первого Международного конкурса имени П. Чайковского, в 1962 — член жюри Международного конкурса «Пражская весна», в 1971 — член жюри Международного конкурса трубачей в Мюнхене.

В шестидесятые годы Г. Орвид познакомил слушателей Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Казани с сочинениями Жана Абсиля, Андре Жоливе, Богуслава Мартину, Артура Оннегера, Анри Томази, Пауля Хиндемита и ранее неизвестными у нас пьесами авторов XVII — XIX веков Томмазо Альбинони, Антонио Вивальди, Джузеппе Торелли, Георга Филиппа Телемана, Иоганна Гуммеля и других. Он издает ряд сборников пьес для трубы, редактирует новое издание «Школы для корнета-а-пистона Ж. Арбана», пишет к ней методическое введение, выступает с докладами по вопросам методики обучения игре на трубе, продолжает исследовательскую работу в фониатрическом кабинете.

Незабываемы приятные встречи с моим наставником — педагогом высшего класса, в годы, когда я был студентом Московской консерватории (1957–1962) и занимался в классе Г. Орвида. Занятия проходили два раза в неделю. В понедельник они начинались с исполнения подготовительных упражнений — разминки исполнительского аппарата, работы над гаммами, этюдами, пьесами. В четверг — занятия по трактовке динамики, умения распределять дыхание, соблюдать форму, исполнять сочинение на память. С благодарностью вспоминаю его консультации и помощь, которую он оказал мне, когда я работал над этюдами и «Школой начального обучения игре на трубе», опубликованной в 1969 году.

В его занятиях с учениками сквозило стремление привить студентам навыки самостоятельной работы и развить у студентов любовь к творчеству, он вел своих учеников очень осторожно, развивал в них творческое мышление. Делая замечания, он не подавлял студентов, а лишь настраивал их на творческий поиск. В его классе получили хорошую профессиональную подготовку более 120 студентов и аспирантов, с успехом работающих в симфонических, оперных, духовых и эстрадных оркестрах. Среди них: В. Зыков, Е. Фомин, Ю. Кривошеее, М. Мухитдинов, А. Самадов, В. Окинский, К. Москвин, братья Усачи и многие другие.

Г. Орвид воспитал достойную смену профессоров и преподавателей высших и средних музыкальных учебных заведений (В. Пулатов, Е. Матюшин, Г. Сникерс, В. Докшицер, А. Азарян, Б. Панько, А. Паутов, Ю. Пашков, Б. Пенчук, Н. Чобону, Л. Величко), подготовил многих участников международных и российских конкурсов трубачей (С. Геворкян, Л. Головин, В. Юдин, В. Трайбман, А. Иков, М. Якимов). Он обладал большим личным обаянием, чутко относился к своим ученикам, понимал и ценил юмор. Его ученики всегда верны своему учителю.

Профессор Леонид Чумов

Оставить коментарий