Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Хормейстеры-корифеи

№ 8 (1230), декабрь 2004

В Методическом кабинете кафедры хорового дирижирования по инициативе проф. Б. Г. Тевлина открылась фотогалерея портретов корифеев хорового исполнительства, имена которых прославили российскую хоровую культуру ХХ века. Среди них: Николай Михайлович Данилин (1878–1945), Василий Петрович Мухин (1889–1957), Георгий Александрович Дмитревский (1900–1953), Клавдий Борисович Птица (1911–1983), Александр Васильевич Свешников (1890–1980).

Н. М. Данилин принадлежит к числу выдающихся музыкантов первой половины ХХ столетия. Его имя было известно не только на родине, но и во многих странах Европы. Триумфальные концерты с Синодальным хором утвердили период небывалого расцвета русского хорового исполнительства начала прошлого века. Под его управлением звучали как современные сочинения (Данилин-дирижер — первый исполнитель и интерпретатор «Всенощной» Рахманинова), так и оживали произведения далекой древности (стихиры, канты, распевы). С момента создания дирижерско-хорового факультета в Московской консерватории в 1923 году деятельность Данилина сосредоточена на хоровой педагогике: он профессор класса специального дирижирования, чтения хоровых партитур, занятий по методике хороуправления, руководитель хорового класса. Среди его учеников: Г. А. Дмитревский, К. М. Лебедев, Г. П. Лузенин, В. П. Мухин, К. Б. Птица, А. Б. Хазанов.

Основное в музыкальной деятельности В. П. Мухина — педагогическая работа. С 1932 года он ведет методику вокальной работы в хоре и постановку голоса, впоследствии класс специального хорового дирижирования. В 1947–1951 проф. В. П. Мухин — декан факультета, в 1951–1957 — заведующий кафедрой. Область его интересов — культура звука в хоровом пении, над которой он работал в создаваемых им самодеятельных коллективах (Ансамбль песни и пляски детей железнодорожников, Городской самодеятельный хор при консерватории). Статья Мухина «Вокальная работа в хоре» была издана уже после его смерти.

Г. А. Дмитревский — один из ведущих хормейстеров середины минувшего века, блестящий педагог-методист, обладавший способностями организовывать, объединять, вести за собой вперед. Эти качества были оценены Советом факультета, единодушно избравшим Георгия Александровича деканом факультета в 1934 году. В то время в Совет входили профессора Данилин, Александров, Чесноков, Никольский. Именно благодаря Г. А. Дмитревскому «хоровой подотдел» стал дирижерско-хоровым факультетом, он упорядочил учебные планы и программы, поднял роль теоретических и специальных дисциплин.

К. Б. Птица — вдохновенный артист, блистательный педагог, ученый, просветитель, общественный деятель, автор первого в истории русского хорового искусства подлинно научного труда «Очерки по технике дирижирования». Блестяще окончив Московскую Консерваторию, а затем аспирантуру, он с 1943 года преподает в консерватории, в 1960–1983 годах — заведует кафедрой хорового дирижирования. С 1950 года Птица свыше тридцати лет — художественный руководитель Академического Большого хора Всесоюзного радио, один из организаторов московских и сочинских Праздников песни, инициатор создания широкой сети детских хоровых студий, руководитель больших сводных хоров.

Крупнейший хоровой деятель современности А. В. Свешников в течение многих лет возглавлял дирижерско-хоровой факультет, а затем на протяжении трех десятилетий Московскую консерваторию. С 1936 года Александр Васильевич принимает активное участие в создании Государственного хора СССР, а в 1941 году назначен его руководителем и главным дирижером. А. В. Свешников — не только яркий исполнитель, но и мудрый педагог: в 1944 году он становится основателем Московского хорового училища, в котором во главу учебного процесса поставил методику детского певческого воспитания. С 1944 года Свешников преподает в Московской консерватории. Среди его учеников известные педагоги и хормейстеры: А. Юрлов, В. Минин, В. Ровда, А. Кожевников, Б. Куликов, С. Калинин, Л. Конторович, С. Лыков, В. Суханов, Б. Тевлин и др.

Плеяда ярких имен — Данилина, Мухина, Дмитревского, Птицы, Свешникова — неразрывно связана с Московской консерваторией. Открытие галереи их фотопортретов на кафедре хорового дирижирования, отметившей в минувшем году свое 80-летие, символизирует преемственность традиций и взгляд в будущее хорового исполнительства.

Александр Соловьев,
ассистент кафедры хорового дирижирования

Оставить коментарий