Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Концерты и афиши, или Третий закон Ньютона

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Появись сейчас в нашей alma mater сформулировавший свой третий закон — «сила действия равна силе противодействия» — Исаак Ньютон, он бы вновь мгновенно убедился в его правильности. Как много нового и плодотворного произрастает сегодня на ниве консерватории, какие талантливые, энергичные, современные люди трудятся в ней! Но, Бог мой, какие же немыслимые и главное, специально создаваемые их антиподами препятствия приходится им преодолевать, сквозь какие же тернии они устремляются к звездам!

Обратим свой взор на вершину айсберга — концертную деятельность нашего прославленного вуза. Ныне в нем работают Большой и Камерный хоры, Оперный театр, Камерный, Младший и Старший симфонические оркестры, Студия Новой музыки. Как часто им удается выступить в главном консерваторском зале — Большом?

Ответ на этот вопрос мы получили у его директора — В. Е. Захарова, работающего здесь уже свыше 50 лет. Консерваторским коллективам, а также солистам и камерным ансамблям их родной зал предоставляется суммарно в среднем от одного до пяти раз в месяц. Не подумайте, пожалуйста, что каждому коллективу или исполнителю. Именно всем вместе! Не маловато-то ли? Особенно в отсутствии собственной большой сцены у Оперного театра!

В Малом и Рахманиновском залах наши профессора и студенты выступают, конечно, чаще, но ведь Оперному театру и симфоническим оркестрам там поместиться трудно, и главное — эти залы жизненно необходимы солистам и камерным ансамблям.

Как же анонсируются выступления консерваторцев? И вот тут у любого посетителя Московской консерватории возникает ощущение, что он на машине времени вернулся в XIX век. Ибо уже в ХХ наше учебное заведение печатало афиши в типографии, и некоторые их них хранятся в Глинкинском музее. Даже возрожденному 9 лет назад Музею им. Н. Г. Рубинштейна удалось заполучить несколько напечатанных в типографиях афиш консерватории 1920-х, 1930-х годов. А ныне в рекламных щитах МГК преобладают написанные на ватмане (отнюдь не современными Билибиными), нередко с наклеенными (!) логотипами спонсоров, самодельные плакаты, которые воспринимаются как анахронизм, особенно в сравнении с располагающимися рядом вполне корректными афишами заметно «подтянувшейся» в последние сезоны Московской филармонии. При этом рукописное «творение», естественно, всегда представлено единственным экземпляром, и, следовательно, увидеть его может лишь тот, кто побывал в нашем дворе.

Да, созданный 2 года назад в консерватории Отдел по связям с общественностью размещает объявления о концертах в журнале «Ваш досуг», посылает информацию на радиостанцию «Орфей». Но много ли студентов и активно работающих людей регулярно обращается к этим средствам информации? Большинство из них живет в темпе Рresto и узнает обо всем «на бегу». А вот «Афиша на телеканале «Культура», к сожалению, пока не задействована (хотя этот канал регулярно ведет съемки в консерваторских залах), телевизионные же «Новости культуры» освещают события всегда post factum!

Отсутствие напечатанных в типографии консерваторских афиш, которые наверняка разрешили бы повесить в учебных и научно-исследовательских институтах, библиотеках, крупных учреждениях, причем бесплатно (за городские стенды нужно платить), наносит колоссальный ущерб учебно-воспитательной и творческой работе консерватории. Ведь играть в пустоватом зале очень обидно и неприятно! Портятся и наши взаимоотношения со спонсорами — из-за слабой рекламной «отдачи». Да и престиж Московской консерватории от этого выше не становится. А у нас появился мощный конкурент — Московский Международный Дом Музыки, где с рекламой, в отличие от акустики, все прекрасно. Но ведь реклама — не только двигатель прогресса, но и источник доходов. А за деньги можно улучшить акустику.

Напомню, что когда-то москвичи очень любили Колонный зал Благородного дворянского собрания и далеко не сразу привыкли к Большому залу консерватории. Но упорство и труд В. И. Сафонова и его коллег победили. Не хотелось бы, чтобы мы, их наследники, позволили оттеснить себя на второй план. И конечно, очень жаль, что из-за упорного нежелания трех концертных отделов консерватории (в которых, кстати, работает немало ее выпускников) соответствовать элементарным требованиям современной культурной жизни, тем более — в огромном мегаполисе, многие прекрасные концерты наших профессоров и студентов бесследно исчезают для истории — ведь афиши на ватмане не экспонируются на выставках и потому музеями не принимаются и не хранятся.

Директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна,
кандидат искусствоведения Е. Л. Гуревич

Поделиться ссылкой: