Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Начало

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Ельня…Старинный русский городок в 82 километрах к юго-востоку от Смоленска, один из районных центров Смоленской области. Добираться до него из Москвы не слишком удобно. Прямого автобуса нет, да и на железнодорожном транспорте без пересадки не обойтись — сначала с Белорусского вокзала на фирменном поезде Москва — Смоленск, а далее по рокадной (военной) дороге на тихоходном дизеле до Ельни.

Ехали мы с необычной миссией. В «служебную командировку» отправились студент V курса, зам. председателя студенческого профкома Артем Давыдов и автор этих строк. Цель нашей поездки — договориться с администрацией Ельнинского района об установке Памятного знака погибшим ополченцам из Московской консерватории. Консерваторцы, составлявшие основу 24-го полка 8-й Краснопресненской дивизии, 64 года назад первыми встали на пути прорвавшего нашу оборону врага. Было это недалеко от Ельни. Бой длился почти три дня, большинство ополченцев погибло…

На вокзале нас встретил заместитель главы администрации И. П. Судейкин, который сразу же предложил нам посмотреть все возможные места, где мог бы быть установлен Памятный знак. Сначала в деревню Уварово, где в октябре 1941-го располагался штаб 8-й дивизии. Здесь — огромный обелиск, только что отреставрированный, и ряд захоронений. Неподалеку, в том же Уварово, памятник 975-му артиллерийскому полку 8-й дивизии, установленный в 1975 году Московским университетом. Затем, заезжая в Ельню, знакомимся с В. И. Юрковым, и вместе направляемся в Новоспасское — родину М. И. Глинки. Здесь в поле лежат огромные валуны, один из которых настоятель местной Свято-Тихвинской церкви о. Николай предложил использовать в качестве Памятного знака. Тщательно измерив нужный нам камень, Виктор Иванович определяет его вес — около трех тонн. Тут же, проходя по тропкам отреставрированной усадьбы Глинки, обсуждаем технические детали транспортировки камня.

Позднее Р. Д. Гребнева, руководитель Департамента по работе с молодежью Ельни, показывает нам Дом культуры, детскую музыкальную школу имени Глинки и Дом молодежи. Проверяем все: акустику, состояние рояля, освещение, артистические — словом, то, что необходимо для проведения здесь концертов студентов консерватории. А дальше, уже под вечер, совещание в кабинете главы администрации Н. Д. Мищенкова. Тут и происходит утверждение нашего плана установки Памятного знака.

Сквер Боевой Славы в Ельне — наиболее подходящее место для установки Памятного знака, здесь несколько монументов, маленькая часовня, вечный огонь, множество мраморных плит в память о погибших. Важно не нарушить сложившийся ансамбль новым памятником. В. Е. Рухля (в Ельне он как наш московский мэр) помогает определить место для нашего памятника.

И решение принимается: Памятный знак будет установлен в сквере Боевой Славы Ельни.

С осознанием выполненной цели нашей однодневной командировки мы готовимся к отъезду в Москву. Путь не близкий, 500 километров, есть о чем поговорить в дороге и поделиться впечатлениями обо всем, что произошло за этот длинный день. Как все-таки прекрасно, когда незнающие тебя люди сходу вникают в суть проблемы, проявляют желание ее решить, уделяют внимание как самым дорогим гостям! Думается, многому стоило бы поучиться у работников администрации города Ельня. И жить, и работать было бы намного легче.

Святослав Голубенко

P. S. Когда писалась эта статья, стало известно о решении финансирования установки Памятного знака погибшим консерваторцам.

Поделиться ссылкой: