Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Памяти великого артиста

№ 6 (1228), октябрь 2004

1 мая 1873 года в небольшом провинциальном русском городке Лебедяни Липецкой области в купеческой семье родился мальчик, которому волею судьбы суждено было стать основателем одной из вершин мировой фортепианной школы, названной впоследствии «школой Игумнова». В Лебедяни Костя Игумнов провел годы своего детства и отрочества. Это та самая Лебедянь, о которой писали Толстой и Тургенев, где родился русский прозаик Замятин, где свою книгу «Мастер и Маргарита» писал Булгаков.

К 130-летию великого пианиста, детской музыкальной школой им. Н. К. Игумнова был организован фестиваль, заключительным аккордом которого стал концерт в музее им. Н. Г. Рубинштейна. Юные ученики школы — лауреаты конкурса имени Игумнова в городе Липецке, и непосредственно ученики великого маэстро — Олег Бошнякович (народный артист России) и Мария Гамбарян (заслуженная артистка Армении) исполняли произведения любимых композиторов Николая Константиновича. Бетховен, Чайковский, Шопен — эти композиторы всегда были в репертуаре пианиста.

Небезынтересен то факт, что Шопена в России во времена Игумнова играли мало и неохотно — в угаре увлечений символизмом он казался многим слишком обыденным и простым. «Когда началась война, я счел возможным напомнить всем еще раз, что есть композитор Шопен, — читаем в приведенных Мильштейном воспоминаниях Игумнова. — В то время Шопен и Чайковский находились на подозрении. Хотя Чайковский терпеть не мог Шопена, он попал с ним в одну компанию. Но когда появились в Москве польские беженцы, оказалось возможным “соединить приятное с полезным”, т. е. устроить в пользу беженцев концерт из произведений Шопена и привлечь тем самым внимание слушателей». Имя Чайковского в устах Игумнова прозвучало не случайно. Можно сказать, что именно Николай Константинович возродил на концертной эстраде многие сочинения великого русского композитора. Нигде не высказывается особенная, полная красоты, благородства и целомудренной скромности манера игры Игумнова так удачно, как в произведениях Чайковского.

Не забыли включить в концертную программу и произведения для камерного ансамбля (Трио Гайдна в исполнении Татьяны Сверчковой, Сергея Заблоцкого, Антона Семерьянова). Сам Игумнов часто выступал в различных ансамблях — дуэтах, трио, квартетах. Им было сыграно свыше ста камерных произведений. Его репертуар был поистине всеобъемлющ: от Баха и Генделя до Танеева и Прокофьева. Он играл с такими выдающимися исполнителями, как Ойстрах, Кнушевицкий, Пятигорский.

Прошло более полувека со дня смерти Игумнова. Трудно переоценить значение его исполнительской и педагогической деятельности для развития мирового пианизма. Выступая на концертной эстраде, воспитав целую плеяду выдающихся исполнителей, он всю жизнь служил искусству, отдаваясь любимому делу целиком, без остатка. Человеческая любовь, признание и благодарность всегда будут окружать Николая Константиновича Игумнова.

На концерте слушатели имели возможность не только соприкоснуться со звуками музыки, но и погрузиться в мир Игумнова благодаря воспоминаниям Олега Бошняковича и Марии Гамбарян, которыми они щедро делились с присутствующими. И конечно, хотелось бы высказать особую благодарность детской музыкальной школе имени Игумнова, которая организовала столь замечательную встречу. Будем надеяться, что и впредь будут устраиваться концерты в честь великих русских музыкантов, и участие в них будут принимать не только профессиональные мастера, но и юные дарования.

Елена Привалова, студентка

Оставить коментарий