Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Большое артистическое будущее

№ 5 (1227), сентябрь 2004

C 20 по 30 июня 2004 года в стенах Московской консерватории состоялся Третий международный конкурс пианистов имени Скрябина. Конкурс закончился триумфом воспитанников Московской консерватории (четыре премии из шести).

Члены жюри Третьего международного конкурса пианистов имени СкрябинаНа этом конкурсе было замечательное жюри. При его составлении у нас еще с первого конкурса действует правило, что Россию представляют только 2 члена жюри, остальные — иностранцы. Удалось пригласить таких известных музыкантов как лауреат конкурса Чайковского Паскаль Девуайон, Андреа Бонатта — знаменитого итальянского пианиста, прекрасно записавшего на компакт диски все произведения Брамса, норвежца Эйнара Стин-Нокльберга, год назад превосходно исполнявшего в Малом зале консерватории произведения Грига. Я особенно благодарен Дмитрию Башкирову, принявшему приглашение участвовать в жюри после всех оскорблений, нанесенных ему во время последнего конкурса Чайковского. Из США приехал проф. Виталий Маргулис преподающий ныне в Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (я восхищаюсь его записью 3-ей сонаты и поэм Скрябина). В жюри также работал проф. Балаш Соколаи, молодой венгерский пианист, обладатель 14 международных премий на многочисленных конкурсах. Германию представлял проф. Арнульф фон Арним из Эссена — потомок знаменитой немецкой фамилии. Из Франции приехал Мариан Рыбицкий — профессор Эколь Нормаль в Париже, много делающий для ознакомления Парижской аудитории с искусством молодых русских пианистов. Его циклы концертов молодежи в зале Корто очень знамениты во Франции. И после конкурса он пригласил лауреатов первой и второй премий выступить в зале Корто этой осенью. Жюри работало в творческой и доброжелательной атмосфере — наше давнее правило, что члены жюри не имеют права иметь среди участников конкурса своих учеников, сыграло свою положительную роль.

Блестящую победу на конкурсе одержал студент 3-его курса Московской консерватории Андрей Коробейников (класс доц. А. Б. Диева), которому на момент окончания конкурса было еще 17 лет. Уже с первого тура он заинтересовал жюри неординарным исполнением Этюда ор. 65 № 1 и Четвертой сонаты Скрябина. Особенно ярким было его выступление на 2-ом туре. Запомнился редко звучащий цикл Ан. Александрова «Душа моя — элизиум теней», вдохновенно прозвучали Сонеты Петрарки Листа, много интересного, хотя и спорного было в Девятой сонате Скрябина — музыкант не забыл названия «Черная месса», данного этой сонате Л. Сабанеевым. Но кульминацией тура явился цикл 8 этюдов ор. 42. Андрей сыграл их как сюиту — взволнованно, страстно и изысканно. В 3-ем туре менее удачной показалась соната си бемоль минор Шопена, но очень понравилась поэма «К пламени», в которой пианист создает неуклонное напряжение от очень медленного начала до сверкающего финала. Концерт Скрябина был ярче на заключительном концерте лауреатов конкурса. Андрей Коробейников еще очень молод, но у него есть та Скрябинская «жилка», которая всегда отличала великих скрябинистов — Софроницкого, Фейнберга, Нейгауза…

Вторую премию получил талантливый 18-летний студент 1-го курса Московской консерватории из Казахстана — Станислав Хегай (класс проф. Л. Н. Наумова.) О его игре можно сказать только очень хорошие слова: великолепный пианизм, прекрасное звучание фортепиано. Его Мефисто-вальс Листа был блестящим, хотя и очень быстрым. Менее удалась соната соль минор Шумана, лишенная шумановского мятежного духа из-за быстрого темпа. Зато Скрябин был ярким и молодым. Может быть поэтому, ему больше удался Концерт (раннее сочинение Скрябина), чем Пятая и Девятая сонаты. Я уверен, что у Хегая большое артистическое будущее и успех на конкурсе — первая ступень к нему.

Очень музыкально и естественно играла обладательница 3-ей премии, Галина Чистякова — 17-летняя ученица ЦМШ (класс доц. А. Я. Рябова). Ее «Дон Жуан» Листа был ослепительным. И в то же время лиричными и поэтичными были Баркарола Шопена и Вторая соната Скрябина. Приятно было услышать мазурки Скрябина ор. 3, а также редко играемые ноктюрны ор. 5 и экспромт ор. 12.

Хочется отметить японскую пианистку Юми Сато (5-ая премия)— единственную иностранку попавшую в финал. У нее много хорошего было и в сонате соль минор Метнера, и в Мефисто-вальсе Листа, и в прелюдиях Скрябина ор. 11, но неудачным оказался выбор «Карнавала» Шумана в 3-ем туре. 4-ую премию получил студент Московской консерватории Александр Куликов (класс проф. А. А. Наседкина). В его исполнении мне особенно понравилась Фантазия ор. 28 Скрябина и соната-элегия Метнера. Выпускница Московской консерватории Мария Дубровкина (класс проф. Ю. С. Слесарева), получившая 6-ю премию, очень гармоничный и лиричный музыкант, в том же июне на окончании консерватории играла другую большую программу и, по всей видимости, перенапряжение сил не позволило ей быть свободной во всей программе. Из участников не прошедших в финал, я хотел бы отметить американского пианиста Метью Бенгтсона, хорошего музыканта, кстати играющего все сонаты Скрябина, но не очень развитого технически. Его погубили этюды.

Три первых премии играли с Московским Симфоническим оркестром под талантливым и чутким руководством Владимира Зивы.

В концерте открытия конкурса традиционно выступили лауреаты прошлых конкурсов: Е. Михайлов и П. Лаул. Однако новшеством явились концерты членов жюри во время конкурса. Сольные концерты А. Бонатта и П. Девайона были особенным праздником. В программе А. Бонатта, кроме «Крейслерианы», были «изюминки» — Романс Клары Шуман и Вариации на тему Шопена Роберта Шумана, а также очень тонко и поэтично сыгранные 2 ноктюрна Скрябина и «Благословение Бога в одиночестве» Ф. Листа. П. Девуайон изысканно исполнил Первую тетрадь прелюдий Дебюсси и ор. 52 Скрябина, а во втором отделении поразил аудиторию мощью Третьей сонаты Брамса. Учитывая, что оба концерта были сыграны на благотворительных началах, можно только восхищаться щедростью этих больших художников.

Постоянным директором и организатором конкурса является А. С. Скрябин много сделавший для того, чтобы конкурс состоялся на таком хорошем организаторском уровне. Первую спонсорскую помощь удалось получить от золотодобывающей компании «Полюс», предоставившей немалый призовой фонд конкурса (19500 долларов США). Огромную роль в организации конкурса сыграла Московская консерватория. Помимо бесплатных залов, классов для репетиций, транспорта и общежития для иностранных и иногородних участников, была и огромная работа руководства консерватории в лице и. о. ректора проф В. В. Суханова, проректоров проф. Е. Г. Сорокиной, С. Г. Мураталиевой, А. В. Зуева, главного бухгалтера Н. В. Бушневой. И, конечно, самую важную роль в организации конкурса сыграл министр культуры и массовых коммуникаций, председатель оргкомитета конкурса — проф. А. С. Соколов. Помимо творческой помощи, по его указанию министерство культуры менее чем за 2 месяца до начала, наконец-то, начало финансировать конкурс.

К сожалению, конкурс имени Скрябина пока не достаточно популярен и на Западе, и у нас в стране. Из 37 участников, отобранных на предварительном прослушивании видео-кассет, было всего 13 иностранцев, а приехало только 8. Необходимо выпускать рекламную брошюру за 3 года до начала конкурса, нужен постоянный собственный веб-сайт конкурса в интернете, нужно срочно вступить в международную организацию конкурсов в Женеве, имеющие большие возможности для рекламы.

…Прошло почти 3 месяца после окончания конкурса. И вчера, 13 сентября, я получил истинное удовольствие, побывав в Малом зале консерватории на концерте лауреатов Скрябинского конкурса — Г. Чистяковой и А. Коробейникова. Оба они в битком набитом Малом зале на вечере, организованным фондом Е. Светланова, играли обновленную программу. И я вновь порадовался, что мы на прошедшем конкурсе имени Скрябина открыли незаурядные таланты, у которых большое артистическое будущее!

Профессор М. С. Воскресенский,
председатель жюри 3-го международного конкурса имени А. Скрябина

На снимке (справа налево): Б. Соколаи, П. Девуайон, А. фон Арним, М. Воскресенский, М. Рыбицкий,
Д.
Башкиров, В. Маргулис, А. Бонатта, Э. Стин-Нокльберг, А. Скрябин

Оставить коментарий