Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Руки, как крылья птицы…

№ 3 (1286), март 2011

3 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, кандидата искусствоведения, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории, Народного артиста СССР Клавдия Борисовича Птицы (1911-1983).

К. Б. Птица родился в Пронске Рязанской области в семье сельского врача и учительницы. С 10 лет он пел в храме, с успехом играл в любительском оркестре в школе, дирижировал хором. Основы профессионального образования молодой человек получил в Рязанском музыкальном техникуме, затем поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1937 году с золотой медалью. Его учителями были прославленные мастера хорового искусства – Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков, А. В. Александров, А. В. Никольский, Г. А. Дмитревский. Сразу по окончании консерватории К. Б. Птица был приглашен в нее для работы: в 1947 – доцент, 1956 – профессор, 1960-83 – завкафедрой хорового дирижирования. В 1946-1959 годах Птица преподавал параллельно и в Институте им. Гнесиных, где также заведовал хоровой кафедрой. В 1938-1941 годах он совместно с Г. П. Лузениным работал во вновь созданном хоре Московской филармонии, в 1943-1946 – хормейстер Государственного хора русской песни (рук. А. В. Свешников).

Более тридцати лет, начиная с 1950 года, К. Б. Птица руководил Академическим большим хором Всесоюзного радио. Хор сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как С. А. Самосуд, А. В. Гаук, Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев и др. Диапазон творческих интересов Клавдия Борисовича отличался необычайной широтой и грандиозными масштабами, в репертуаре коллектива были и классика, и современные сочинения. Только за одно десятилетие под его управлением прозвучало 50 опер, около 50 ораторий и кантат, 29 оперетт, свыше 1000 песен и десятки произведений без сопровождения. Многие из исполненных хором произведений записаны в фонд радио и на грампластинки, которые не раз удостаивались международных премий на конкурсах в Париже, Вене, Валенсии.

У Клавдия Борисовича была своя дирижерская школа: он говорил, что весь организм должен ощущать музыку, но больше всего – кисть и «поющие» пальцы, а сила жеста не должна мешать свободе. Шутя отмечал, что «можно дирижировать одним большим пальцем, лишь бы хор тебя понимал», выделяя главное: «Действенный, целенаправленный дирижерский жест, культура движений, утверждающих и впечатляющих своей естественностью, – важнейшее средство исполнительства». Для творческого облика К. Птицы было характерно сочетание интеллекта с эмоциональной теплотой, умение охватить форму произведения в целом при тщательной отделке деталей. Высокий и стройный, он словно обнимал многоголосый хор своими поющими руками-крыльями.

Среди учеников, воспитанных Птицей за годы его педагогической деятельности, – плеяда известных педагогов и исполнителей: А. Андрусенко, В. Балашов, Т. Борисова-Томашевская, Р. Вартанян, Н. Ветлугина, П. Григоров, Н. Добровольская, В. Живов, В. Калинин, Н. Калугина, О. Карасева, Л. Конторович, В. Краснощеков, Б. Куликов, В. Любарский, Н. Малявина, С. Нечаев, Л. Оссовский, Е. Попов, Г. Рождественская…

Московская консерватория широко отмечает 100-летие своего именитого профессора. 5 февраля в Рахманиновском зале стартовал хоровой Фестиваль, посвященный юбилею выдающегося дирижера, который продлится до 10 апреля. Кафедра хорового дирижирования под руководством проф. С. С. Калинина убеждена, что универсальная система дирижерско-хорового образования, которую выстраивал Клавдий Борисович, и сегодня остается залогом воспитания профессиональных кадров. А концерты, приуроченные к памятным датам великих тружеников и просветителей отечественной хоровой культуры, надолго останутся в памяти начинающих дирижеров и любителей хорового пения.

В программу торжеств наряду с концертами и мастер-классом вошли Международная научно-практическая конференция «Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность» и, что особенно ценно, переиздание книги профессора К. Б. Птицы. Кроме того, в рамках конференции открылась выставка, подготовленная заведующей архивом МГК Р. Н. Трушковой. Материалы из личного дела студента и профессора Клавдия Борисовича экспонированы в фойе Рахманиновского зала и доступны всем желающим до окончания фестиваля.

Не осталось в стороне и Министерство культуры РФ – министр А. А. Авдеев прислал правительственную телеграмму с пожеланиями созидательной работы и творческих успехов всем участникам юбилейных торжеств. А ректор консерватории проф. А. С. Соколов, выступив с приветственным словом перед гостями и участниками юбилейной конференции, пожелал всем дальнейших тесных связей между дирижерской практикой и музыкальной наукой.

Концерты и мастер-класс

Первый концерт был отдан ученикам Клавдия Борисовича, ныне маститым дирижерам, руководителям собственных хоровых коллективов: Надежде Малявиной (Мужской хор МИФИ), Льву Конторовичу (Академический большой хор РГМЦ), Владимиру Живову (хор «Гаудеамус»), Ольге Карасевой (хор МГПИ им. Ипполитова-Иванова).

Затем в течение четырех дней под руководством народного артиста Украины, профессора и завкафедрой хорового дирижирования Национальной музыкальной академии Украины Е. Г. Савчука шли напряженные репетиции, завершившиеся концертом 22 февраля. У всех желающих была возможность не только послушать, но и посмотреть процесс созидания музыки: с первых шагов все внимание хора и зрителей было неразрывно сосредоточено на дирижере.

Произведения, вошедшие в программу, подбирал сам Е. Г. Савчук. «Я знал, что у меня времени много не будет. А хотелось показать пошире – и мы взяли основные наши имена: А. Ведель, К. Стеценко, Б. Лятошинский, Е. Станкович, Л. Дычко, В. Зубицкий». Каждому композитору было уделено особое внимание. И это не только тщательная отработка тончайших деталей, не только строгое следование стилю, характеру, духу исполняемой музыки. Атмосферу творческого поиска подогревали увлекательные рассказы Евгения Герасимовича о композиторах, об их непростых судьбах, о тех произведениях, с которыми знакомился хор, и о тех, с которыми можно было встретиться, если бы позволяло время.

«У меня всего 4 дня было, а показать хотелось много. Хотелось, чтобы была возможность спокойно поработать, пообщаться и действительно обменяться теми приемами, навыками и умениями, которые у нас есть, узнать, как у вас это делается», – говорит проф. Савчук. Возможно, его слова окажутся пророческими: в напряженных графиках хоров консерватории и академии найдется место для еще более продолжительной работы и произойдет встреча уже не только дирижеров, но и самих коллективов. Накануне концерта Евгений Герасимович рассказал о своих ощущениях от работы с хором: «Я ожидал, что это будет хорошо… Но когда встречаешься с реальными людьми – заново все переосмысливаешь. Я увидел здесь молодежь грамотную, талантливую, любящую свое дело»…

Фестиваль продолжается: далее следуют концерты детских хоровых коллективов (практикум студентов II курса), курсовых хоров Дирижерского факультета, а завершится все 10 апреля концертом профессиональных коллективов Москвы под управлением студентов-хоровиков.

Конференция

Целью научно-практической конференции «Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность» было привлечение внимания к современным проблемам хорового исполнительства, интерпретации, преподавания, а также возможность поделиться опытом исследовательской, практической и педагогической работы. Такого рода конференция – первая за всю историю кафедры хорового дирижирования, начиная с 1923 года. Впечатляет и размах мероприятия: конференция проходила в два дня – 21-22 февраля, имела международный статус, участие в ней приняло более 45 человек.

География участников была обширна: Украина (Г. Савчук, Ю. Пучко, ректор Национальной музыкальной академии В. Рожок), Польша (Чеслав Фройд), Казахстан, Казань, Санкт-Петербург, Краснодар, Воронеж, Саратов (Л. Лицова, Н. Владимирцева), Таганрог, Великий Новгород, Нижний Новгород, Пермь и, конечно, Москва. В конференции приняли участие виднейшие деятели современной отечественной и зарубежной хоровой культуры, музыковеды, студенты и аспиранты, а также ученики Клавдия Борисовича и его современники: Б. Тевлин, В. Живов, Л. Конторович, Н. Малявина, Л. Павлов. Отрадно, что научный тон конференции поддержали и наши родные музыковеды (Г. Григорьева, М. Карасева, Р. Поспелова), осветив ряд вопросов, связанных с проблемами преподавания теоретических предметов на дирижерско-хоровых факультетах вузов.

Помимо докладов, посвященных жизни и творческой деятельности К. Б. Птицы, были и такие темы о дирижерской технике, как «Интегративная модель обучения дирижированию», «Мануальное отображение музыкально-поэтической речи в дирижерско-хоровой педагогике», а также воспоминания о виднейших деятелях отечественного хорового искусства. Практически в каждом выступлении звучали слова о важности подготовки научных кадров в среде исполнителей, об активизации научно-исследовательского потенциала дирижеров-практиков, о необходимости таких специалистов в системе дирижерско-хорового образовательного пространства.

Заключительным аккордом конференции стала презентация второго издания книги К. Б. Птицы «Очерки по технике дирижирования хором» (отв. редактор – преподаватель А. В. Антипин). К. Б. Птица – автор целого ряда работ в области истории и теории хорового искусства, таких как «Мастера хорового искусства в Московской консерватории» (очерки о Н. М. Данилине, П. Г. Чеснокове, А. В. Свешникове), «О музыке и музыкантах». Но в конце 40-х годов XX века именно «Очерки» – первая кандидатская диссертация в истории нашего дирижерско-хорового образования – явились, по сути, единственным отечественным изданием, раскрывающим тайны дирижерской техники, которое положило начало созданию новых теоретических трудов в этой области.

Из многих конкретных случаев исполнительской и педагогической практики Клавдий Борисович стремился выбрать те моменты, которые предоставляют возможность их целесообразного использования каждым учащимся, а иногда и педагогом. В пяти очерках рассматривается широкий круг технических вопросов: аппарат хормейстера, многообразие схем дирижирования, в том числе сложно-смешанных размеров, а также показы различных видов вступления, динамических и агогических оттенков. Несмотря на то что, по словам автора, «Очерки» не претендуют на роль универсального руководства, в них детально разрабатываются основы дирижерского искусства, без овладения которыми невозможно становление современного хормейстера.

Материал подготовили профессор В. Ю. Калистратов,
преподаватель А. В. Антипин,
студентка ДФ Ольга Ординарцева

Поделиться ссылкой: