Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Весь этот джаз»

№ 4 (1226), май 2004

…так называлось представление солистов кабарэ-шоу Бостонского музыкального театра (США), который  выступил в Рахманиновском зале Московской консерватории. Его основателем и художественным руководителем с 1976 года  является Шарлотта Кауфман, профессор Новоанглийской консерватории в Бостоне, клавесинистка, музыковед, специалист в области американского музыкального театра.

Первый раздел  («Корни») был посвящен традиции шоу, восходящей к середине ХIХ века – менестрельному театру и его главному представителю Стивену Фостеру. Его песня «Скачки в Кейптауне» настолько популярна в Америке, что ее часто считают народной. Также прозвучали рег-таймы С. Джаплина, патриотические гимны Ч. Айвза, знакомящие с традицией популярных песен второй половины  ХIХ века. Как важные явления  ХХ века Ш. Кауфман представила  песни Дж. Гершвина из «Порги и Бесс», У. Болкома и А. Копленда.

Во втором разделе программы исполнялись блюзы легендарного У. Хенди и Х. Арлена, инструментальные сюиты попурри – «Medley» Ф. Уоллера (1904–1943) и Д. Эллингтона. «Ритмы Бродвея» были представлены произведениями Д. Гершвина, К. Портера и Д. Эллингтона.  Раздел  «Стандарты джаза» показал такие направления, как суинг, Бибоп и hot jazz. Каждый номер  предварялся  кратким экскурсом в историю жанра.

Исполнители шоу – Мара Бонде (сопрано),  Дэвид  Рипли (бас-баритон, руководитель оперной студии в университете Нью-Хэмпшир), Дэн Лошен (фортепиано),  Рич Эпплмэн – контрабасист, зав. Кафедрой контрабаса в музыкальном колледже Беркли в Бостоне), Бертрам Леманн (ударные).  Необычайная обаятельность, чистота интонации и  выразительность фразировки характерны для молодой певицы  М. Бонде. Д. Рипли продемонстрировал блестящие артистические и вокальные способности, умение  передать образ каждой сцены. Оба солиста показали пластичность движений, богатую мимику и покорили наших слушателей. Сюрпризом для публики стало появление на сцене посла США  господина  А. Вершбоу, сыгравшего на ударных.

М. Бонде и Д. Рипли провели мастер-классы для молодых певцов Оперной студии консерватории. В мастер-классе, подготовленном проф. В. Ф. Ждановом и проф. А. А. Петуховым, выступили Н. Осадчая, Л. Макарская, А. Вершинин, Э. Фейгинова и корейский певец Че Ен Джун. Они исполнили арии и дуэты из мюзиклов Д. Гершвина, Ф. Лоу, Б. Кэмферта, Д. Макхью, Э. Пресли и др. (концертмейстер А. Осипян). Главное внимание американские певцы сосредоточили над созданием яркого сценического образа и особенно пластики движения. Особый интерес вызвал мастер-класс по джазовой импровизации для классического трио состава – фортепиано, контрабас и ударные. Каждый из трех солистов  (Бертрам Леманн, Дэн Лошен и Рич Эпплмэн) рассказал об искусстве импровизации и студенты включились в исполнение вместе с американцами.

Руководитель театра Шарлотта Кауфман прочитала лекцию «Кабаре как зеркало жизни и общества». Она представила историческую панораму кабаре, начиная с представлений  20-х годов в Германии, Франции и затем в США. Свой рассказ Ш. Кауфман сопровождала  показом слайдов и прослушиванием музыкальных фрагментов. Ей  любезно ассистировала жена посла США госпожа Л. Вершбоу. Были прослушаны песни Шенберга, Сати, Берлина, Бернстайна, Сондхайма. Профессор С. Федер, автором двух монографий о Ч. Айвзе, прочитал лекцию «Айвз и его Америка», в которой наряду с освещением мало известных фактов творческой биографии был представлен анализ вокальных сочинений композитора и его незаконченной  «Вселенской симфонии».

Куратор программы,
профессор С. Ю. Сигида

Оставить коментарий