Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Наш ректор – Министр культуры и массовых коммуникаций. Поздравляем!

№ 2 (1224), март 2004

– Дорогой Александр Сергеевич, глубокоуважаемый господин Министр!
Мне очень приятно поздравить Вас с высоким назначением от имени всего коллектива Московской консерватории. С того момента как во вторник 9 марта об этом было объявлено публично, по телевидению и радио, вся консерватория пребывает в большом волнении. Но чувство гордости, которое мы все, естественно, испытываем, окрашено тревогой. В последнее время наметились важные сдвиги, но мы пока находимся в самом начале пути серьезных преобразований, начатых Вами. Что будет с ними? Кто их продолжит?

– Я, естественно, стараюсь позаботиться о таком переходном периоде. Он необходим Консерватории для того, чтобы, во-первых, не сбиться с темпов тех преобразований, которые у нас, слава Богу, уже стали получаться. Во-вторых, в спокойной обстановке решить вопрос о кандидатуре будущего ректора, подготовить, соответственно, конференцию. На это понадобится определенное время. Учитывая все это, я обратился с просьбой к премьер-министру Михаилу Ефимовичу Фрадкову о продлении моих полномочий в качестве ректора до начала следующего учебного года.

– Она удовлетворена?

– Я сейчас говорю о предварительном согласовании. Если получу подтверждение, то это означает, что мы действительно будем иметь возможность без суеты, без нервотрепки взвесить все проблемы, обсудить их совместно. Я буду проводить заседания Ученого совета, буду курировать те проекты, которые связаны с реконструкцией консерватории и со строительством оперного театра – то есть возьму на себя самые масштабные вопросы. И, думаю, что названного времени достаточно для того, чтобы определить дальнейшую жизнь консерватории.

– Имя возможного будущего ректора уже известно, или это еще предмет для размышлений?

– Разумеется это предмет для размышлений! Потому что ректора определяет конференция. Перед этим будут предложения, здесь могут быть любые предложения, закон это позволяет. У нас еще свежи в памяти все эти процессы, поэтому лишний раз объяснять как это делается никому не надо.

– Создана новая пирамида управления: Министерство – Федеральная служба – Федеральное агентство. Кому непосредственно будет подчиняться Московская консерватория, кто будет заниматься ею и другими музыкальными вузами?

– Именно эти вопросы сейчас очень активно дорабатываются. Определена идея и главный принцип, уже вышел соответствующий указ, но пока еще комментировать несколько преждевременно.

– На «Ren TV» было интервью с бывшим министром М. Е. Швыдким, возглавившим «Агентство», где он назвал себя продюсером. Что он будет продюсировать? Это как-то распространяется на консерваторию или скорее на концертные организации?

– Я думаю, что он не имел в виду консерваторию, а скорее те сферы деятельности, которые он самостоятельно дополняет к своим государственным обязанностям. В данном случае мы с ним обсуждаем не это, а его полномочия в качестве руководителя этой новой структуры – «Федерального агентства».

– Возникло новое министерство – культуры и массовых коммуникаций. Что можно считать общим знаменателем для культуры и информации, что их объединит кроме личности министра? Какая идея в основе объединения?

– Это концепция государственного уровня. Идет слияние двух совершенно самостоятельных и ранее автономных министерств под эгидой президентской власти, поскольку здесь совмещаются и политика, и культура, и идеология. И вся эта сфера действительно может быть представлена как системная. Речь идет о том, что должны быть согласованные, хорошо взвешенные, прогнозируемые шаги. И поэтому единая фундаментальная конструкция может стать более эффективной.

– Чтобы информационная система имела бы, прежде всего, культурную доминанту? Чтобы люди культуры, люди, определяющие развитие культуры, могли влиять и на область массовых коммуникаций, которые явно будут господствовать в XXI веке?

– Безусловно. Но не только. Сюда входят и правовые, и технические вопросы, скажем, распределение частот на радиоканалах. Не только аспекты искусства и художественной культуры. Но в целом речь идет обо всем, что направлено на человека, на общество. Здесь нужна системность, и именно системность является новым подходом.

– В современной музыкальной культуре возрастает значимость профессии музыкального журналиста, которая направлена на общество, и в которой две главные составляющие – художественная и информационная. Однако доля широкообразованных музыкантов в сфере журналистики не велика. Как Вам сегодня видится эта задача?

– Я уже выступал на эту тему в печати, что, кстати, вызвало несколько нервную реакцию пишущей братии. Суть же сказанного мною заключалась в подразумеваемом высоком уровне профессионализма журналиста, обращающегося к столь тонкой сфере как искусство. В Московской консерватории мы уже давно стремимся к решению этой проблемы, но поставлена она должна быть на общегосударственный уровень.

Александр Сергеевич, Вы в Московской консерватории представлены в трех ипостасях. Управлением консерваторией в качестве ректора Ваша деятельность не исчерпывается. Вы еще заведующий кафедрой теории музыки, которая, так исторически сложилось, воспринимается в мире как мозговой центр нашего вуза. А кроме того Вы профессор, ведущий спецкурс анализа музыкальных произведений – важнейшей дисциплины музыковедческого образования. Что будет со всем этим?

– На ближайшее время мне, конечно, предстоит сделать паузу в этой деятельности. Объединить все совершенно невозможно, я слишком ответственно отношусь к своим студентам. С горьким чувством сожаления, но сейчас мне все-таки придется передать этот курс и, соответственно, позаботиться о том, чтобы все было организовано так, как надо. На некоторое время я ухожу из преподавательской деятельности. А дальше поживем – увидим.

– Спасибо за беседу. Еще раз примите поздравления с пожеланием самых больших успехов на Вашем новом столь сложном поприще.

С ректором профессором А. С. Соколовым
беседовала главный редактор профессор Т. А. Курышева

Поделиться ссылкой: