Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вечер третий

№ 2 (1224), март 2004

11 марта состоялся третий концерт цикла «Пять хоровых вечеров Бориса Тевлина». В этот раз звучали произведения зарубежных композиторов XIX–XX столетий. Имена признанных классиков как всегда чередовались с фамилиями мастеров, широкой публике малоизвестных. В первом отделении прозвучали сочинения английских и скандинавских композиторов, причем почти все звучали в России впервые. Британия была представлена именами Ч. Стэнфорда (1852–1924), Э. Элгара (1857–1934) Дж. Тавенера (р. 1944). Венгерский композитор М. Зайбер (1905–1965) по сути также принадлежит к английскому «культурному слою», прожив в Великобритании последний, творчески наиболее продуктивный период своей жизни. Из скандинавской музыки, наряду с дивной молитвой Эдварда Грига «Ave maris stella», профессор Тевлин выбрал для исполнения произведения двух шведов – В. Стенхаммара (1871–1927) и нашего современника Я. Сандстрёма (р. 1954), чья «стереофоническая» «Gloria» с солирующим вокальным октетом стала яркой кульминацией отделения.

В первом отделении на сцене отсутствовали станки – их заменял длинный ряд стульев, поставленных полукругом, а профессор управлял хоровым пением лицом к слушателям. Сидящие вместе певцы должны были теперь сами чувствовать и «вести» музыку, а дирижер – слегка «корректировать» общее звучание и напоминать о деталях собственного ви́дения произведения. Романтическая хоровая фактура, основанная преимущественно на гармонических вертикалях, стала звучать необычайно компактно и слитно, «по-оркестровому». Другой аспект «тевлинской революции» – психологический. Каждый артист хора выступал как настоящий солист. В результате при сохранении прозрачной легкости тона рельефнее зазвучали индивидуальные тембры, музицирование стало еще более одухотворенным и гибким.

После антракта коллектив отдал дань традиции – встал на станки и представил музыку из своего «золотого фонда». В «Американском» блоке порадовало исполнение «Глории» Р. Басса (в прекрасном сопровождении органистки М. Высоцкой), трагическое «Agnus Dei» C. Барбера и величественная «Аллилуйя» Р. Томпсона. Три хора К. Дебюсси (с замечательном соло солистки театра Новая опера И. Ромишевской) сменил суровый «Pater noster» Й. Свидера. В заключение дирижер отдал дань любви и памяти своему учителю – профессору В. П. Мухину, исполнив его неизданное переложение «Грез» Шумана. С выходом на сцену к роялю Даниила Крамера началось, по сути, третье отделение – огромный джазовый сейшн на основе лучших фрагментов из гершвинских мюзиклов. Поиск нового, стремление удивлять и восхищать в очередной раз нам продемонстрировал Камерный хор Московской консерватории и его руководитель – Борис Григорьевич Тевлин.

А. Поляков

Поделиться ссылкой: