Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Концерт для будущего с оркестром»

№ 2 (1224), март 2004

Завершился II ежегодный всероссийский музыкальный фестиваль «Молодёжные Академии России», который проходил в Казани (29–31 января), в Екатеринбурге (1–3 февраля) и в Москве (27–29 февраля). Главной идеей этого некоммерческого проекта стало знакомство широкой публики с незаурядными талантливыми музыкальными личностями. Художественный руководитель Фестиваля профессор А. В. Чайковский в своем обращении сказал: «Хочется верить, что с каждым годом голос молодых композиторов и исполнителей, которых мы приглашаем на фестиваль будет все громче и увереннее. Мне радостно, что и политики самого высокого ранга, и элита российского бизнеса осознают необходимость этих перемен и помогают нашим начинаниям.

Широкая поддержка со стороны правительства, учреждений искусств, коммерческих компаний и средств массовой информации свидетельствуют о возрастающем интересе современного общества к культуре, к происходящему сегодня в музыкальном мире. Таким важным событием в культурной жизни страны явился и этот фестиваль.

Современный мир диктует свои правила игры и устанавливает свои законы, зачастую противоречащие исторически накопленному культурному опыту. Возникает абсурдная мысль: неужели после тысячелетнего развития музыкальной культуры от монументальных мастеров Средневековья, через гениев немецкой музыки, великих романтиков и экспериментаторов эпохи авангарда музыкальное развитие закономерно (?!) сменилось поколением MTV и музыкой для автомагнитол?!!

Прошедший фестиваль показал, что настоящая музыка действительно развивается. На музыкальном небосклоне появляются новые звёзды, противореча мнениям скептиков о том, что музыка после Денисова и Шнитке умерла, что наступил конец эпохи композиторов, исполнителей, слушателей. Фестиваль продемонстрировал и наличие новых талантливейших идей, и остроту, актуальность взгляда молодых музыкантов на искусство, и огромный профессионализм композиторов и исполнителей. Молодые ребята, среди которых большинство – студенты Московской, Санкт-Петербургской, Казанской консерваторий, стали главными героями зимнего сезона культурной жизни трёх городов России.

Отобранные для фестиваля произведения позволили проследить главную линию развития современной музыки, которую сформулировал Р. Щедрин: «Сегодня музыка возвращается на круги своя, соединение быстрого и медленного, легато и стаккато – это вечные законы музыки». Таланты стали верить в свою предзаданность искусству. Действительно, охарактеризовать программу закрытия фестиваля 29 февраля в Концертном зале им. П. И. Чайковского можно как неонеоклассику или как неоромантику (к сожалению или к счастью, теоретики ещё не придумали термина для определения новейшей музыки, чётко не обозначили современный исторический период и не заключили всё в строгие рамки определённости).

Интересный штрих придало концерту современной музыки включение в программу любимой классики (Концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, потрясающе исполненный солистом Московской Государственной Филармонии, студентом Московской консерватории Гайком Казазяном, и 3 пьесы из сюиты к балету «Ромео и Джульетта» C. Прокофьева). Произведения молодых композиторов в таком  обрамлении воспринимались не только как достойное продолжение классических традиций, но и как их развитие, как индивидуальное преломление этих традиций в современном звучании (забавно, что сидящие рядом юные десяти- и двенадцатилетние ценители музыки увлеченно слушали новую музыку, а на классике откровенно заскучали).

Достойно восхищения и то, что самые, на мой взгляд, значимые произведения концерта были написаны девушками Концерт для фортепиано с оркестром – Дианой Суфияровой (Москва) и Симфоническая фантазия для оркестра «Явление Сююмбики» – Зульфией Рауповой (Казань). Не преувеличу, сказав, что этим произведениям уготовано блестящее будущее.

Открыла концерт «Симфония неоконченная, гипотетическая» аспиранта Московской консерватории Д. Курляндского. В ней эпическую русскую главную партию, развивающуюся от рр к великолепному tutti дополняет экзотически восточная побочная, унося нас в волшебный мир Бородина, Римского-Корсакова, но их развитие тревожно прерывается неумолимым  ходом времени – сперва еле слышным  тиканьем, постепенно превращающимся в грозный набат. Ярко прозвучал Концерт для виолончели с оркестром аспирантки Московской консерватории Диляры Габитовой (со сложнейшей партией солиста блестяще справился студент МГК Сергей Антонов). Интереснейшей оркестровкой отличился диптих для саксофона с оркестром Заир аспиранта Уральской консерватории А. Жемчужникова.

Концерт для фортепиано с оркестром выпускницы Казанской и Московской консерваторий Д. Суфияровой был одобрен самим Р.Щедриным на мастер-классе в МГК в сентябре 2003 года. Произведение наполнено изысканными терпкими гармониями, музыкальная звукокрасочность переносит нас в импрессионистический мир Дебюсси, но колористичность в нем замысловато сочетается с брутальностью, идущей от Бартока, и «варваризмами» Стравинского.

Тревожная, и в то же время, завораживающая музыка Фантазии  «Явление Сююмбики» ассистента-стажёра из Казани Зульфии Рауповой произвела неизгладимое впечатление. В ней татарская пентатоника тонко вплетается в музыкальную ткань произведения, а нагнетание напряжения напоминает знаменитое «Болеро» Равеля. Слушая музыку вспоминается старинная легенда о гордой казанской красавице – царице Сююмбики, бросившейся с вершины башни казанского Кремля, чтобы не достаться Ивану Грозному. По преданию, после падения царицы башня накренилась и с тех пор носит её имя.

Замечательное впечатление от концерта осталось во многом благодаря дирижёрской харизме А. Сладковского, заразившего своим энтузиазмом оркестр Московской филармонии. Талантливый дирижёр относится к тому редкому типу исполнителей, которые сочетают в себе чуткость к мельчайшим деталям произведения с вниманием к музыкальной форме.

Буклет Фестиваля в своей преамбуле под названием «Концерт для будущего с оркестром» обратился ко всем слушателям дня сегодняшнего словами, которым хочется следовать: «Не упустите возможность послушать тех, о ком наверняка услышите завтра!».

Ярослава Кабалевская

Оставить коментарий