Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

С Новым годом, дорогие читатели!

№ 8 (1222), декабрь 2003

В уходящем году газете Московской консерватории «Российский музыкант» исполнилось 65 лет. Цифра хотя и не самая круглая, бывают эффектнее, но все-таки возраст юбилейный! «Выходит с 1938 года» – как гласит надпись на календаре газеты. К большому сожалению, этот исток найти не удалось, но таковая надпись присутствует на всех имеющихся номерах, естественно, не только «Российского», но и «Советского музыканта». Именно так называлась газета более полувека своего существования. А потому поверим на слово – печатному слову надо верить.

Газета Московской консерватории переживала разные времена. Как она выходила в свои первые десятилетия можно только предполагать. Все, что происходило с консерваторией, вероятно, происходило и с ней. Но в 80-е годы, о которых могу судить как очевидец и участник, газета выходила дважды в месяц. Вплоть до «эпохи перемен», как говорят китайцы. Двадцать четырехполосных номеров в год! Она печаталась в типографии газеты «Гудок» в М. Вознесенском переулке, неподалеку от консерватории. Главного редактора – С. Н. Юдину «подпирала» солидная по составу редколлегия с представителями всех факультетов и прочих «подразделений». Это видно уже по фотографии – сколько нас было! Каждый материал читался, как правило, несколькими людьми, а потом обсуждался на редколлегии. И далеко не все выходило в свет. Правили тоже все читающие, исходя из своего вкуса и разных задач момента – проблема авторского права не была актуальной! Хотя и материалы зачастую приходили очень сырыми и абсолютно неготовыми к публикации.

В бурные 90-е в судьбе консерваторской газеты произошли три «революционных» события, определившие ее принципиально новую, современную жизнь. Сначала, когда в одночасье в стране все рухнуло, закачалась и наша скромная газета: выходы стали нерегулярными, уволилась многолетний редактор, чтобы как-то зарабатывать на жизнь, газета сменила название «Советский музыкант» на «Российский» и ушла в свободный полет.

Вторая «революция» – техническая. На смену старой редактуре, трудоемкому и грязному типографскому набору, пришла компьютерная верстка. А. В. Власов, наш выпускник, возглавивший газету после ухода Светланы Николаевны, буквально на собственном энтузиазме помог удержать ее на плаву. Мы оба готовили материалы, но он сам набирал их и верстал номер на компьютере «Музыкального обозрения», где работал тогда, а затем помогал и напечатать его вместе с «Обозрением». Сегодня он вырос в большого журналиста-организатора, став главным редактором «Российской музыкальной газеты». Сама набирала и макетировала номер и следующий редактор – А. А. _______, правда количество выпусков за время ее работы сильно снизилось, дойдя до 2–3 в год. Но наступали новые времена и техническая база переместилась в вновь созданный вычислительный центр Московской консерватории.

Третье событие – тоже значимое и знаковое. Еще в 1983 году мы с С. Н. Юдиной в интересах учебного процесса основали в газете новую рубрику – «Трибуна молодого критика», где стали печатать студенческие работы, которые готовились и шлифовались в классе спецкурса музыкальной критики. Мне кажется, что и по тематике, и по стилю они сильно оживили традиционные газетные полосы. Когда же газета практически встала, исчезла и необходимая как воздух публичная платформа для выхода студенческих журналистских работ. И осенью 1998 года мы получили разрешение создать самостоятельную студенческую газету, которую можно верстать и размножать на базе нашего вычислительного центра. Через 15 лет рубрика естественно смодулировала в новое издание со своим особым внешним обликом – «Трибуну молодого журналиста». Статус приложения к «Российскому музыканту» должен был прежде всего напоминать читателю о существовании и главной газеты консерватории.

Первый номер «Трибуны» вышел в ноябре 1998 года. Сегодня ей тоже уже 5 лет. Студенты-третьекурсники, с которыми мы тогда буквально с нуля начинали новое дело, идут каждый своей самостоятельной творческой дорогой. Под фотографией, которую мы опубликовали в «Трибуне» № 9, написано: «команда авторов начального этапа выпуска газеты (к сожалению, не в полном составе, в тот солнечный майский день конца прошлого учебного года не все смогли к нам присоединиться). Они были первыми. Они начинали».

«Трибуна молодого журналиста» – мое любимое и выстраданное дитя. Хотя первые номера и не пахли типографской краской, радость была велика – радость независимой творческой работы на журналистском поприще, которую, как мне кажется, ощутили молодые авторы. Это была хорошая база для освоения журналистских навыков, тем более, что профессию музыкального журналиста наши выпускники избирают все чаще.

В одной из редакционных заметок в «Трибуне» я писала, что кроме обязательного литературного мастерства профессионализм в музыкальной журналистике проявляется в двух основных сферах, противоположных, «разнополушарных» по своей сути. Музыкантская сфера опирается на художественное восприятие и воображение, на интуицию и эмоции. Собственно журналистская предполагает развитие рационально-аналитического взгляда на природу вещей, наблюдательность и способность к широким обобщениям, умение все это облекать в яркие и доступные вербальные формы. Иллюзия того, что достаточно высокий уровень в одной из этих сфер может восполнить недостаток другой, очень распространена и абсолютно беспочвенна. Только равнозначимый паритет одного и другого ведет к возможному успеху.

С начала работы над «Трибуной» сложился и основной редакционный коллектив, наш триумвират в лице С. В. Наборщиковой, редактора, Д. О. Чеховича, который осуществляет компьютерную верстку, и Вашей покорной слуги. В этом же составе с декабря 2000 года мы делаем и газету «Российский музыкант», вернув ей статус регулярного периодического издания Московской консерватории. Кроме печатного выхода, уже три года обе газеты выводятся на консерваторский сайт в Интернете. А наши авторы – вся пишущая консерватория, профессора и студенты, от которых газета всегда ждет встречной инициативы, новых интересных материалов и идей. Так что юбилей газеты – это наш общий юбилей.

Главные функции масс-медия, как выяснилось, – информировать, просвещать, развлекать. Наше издание, ориентированное на более чем просвещенного читателя, иногда, может быть, и пытается его как-то развлечь, но, разумеется, главной задачей остается – информация. «Российский музыкант» последнего поколения по возможности стремится держать руку на пульсе. Тем более, что современная жизнь Московской консерватории, и творческая, и общественная, дает для этого богатейший материал. Радует и наше тесное сотрудничество с Музеем им. Рубинштейна. Он с большим энтузиазмом поставляет нам материалы о прошлом консерватории. Мы же, со своей стороны, посильно участвуем в становлении летописи дня сегодняшнего, которая потом тоже станет историей – Музей бережно сохраняет все газеты.

И сегодня, завершая свой «юбилейный» год и выходя в свет в 1222-ой раз, «Российский музыкант» желает своим читателям и своим авторам больших творческих свершений, счастья, здоровья, удачи во всех начинаниях! Читайте газету «Российский музыкант»! Пишите в газету «Российский музыкант»! С наступающим Новым годом!

Главный редактор
Профессор Т. А. Курышева

На верхней фотографии из архива Музея им. Н. Г. Рубинштейна:
Редакция и авторский коллектив «Советского музыканта» (1966):
Стоят: Т. В. Витольд, Л. И. Гришкин (художник), Е. В. Назайкинский, Д. Д. Юрченко (редактор), О. Я. Ступакова, Б. К. Алексеев;
Сидят: Е. Б. Долинская, Н. А. Романченко (отв. редактор), Р. А. Хананина,  Т. Н. Федорова.

На нижней фотографии:
Редакция и авторский коллектив «Трибуны молодого журналиста» (1999):
Верхний ряд: Татьяна Колтакова, Елена Филиппова, Ксения Жарко, Д. О. Чехович, Елена Петрикова, Елена Доленко, Жанна Сипапина, С. В. Наборщикова;
Средний ряд: Наталья Григорович, Ирина Никульникова, Юлия Тарасова, Т. А. Курышева;
Внизу: Евгений Метрин, Николай Орловский, Алексей Истратов, Николай Толоконников.

Поделиться ссылкой: