Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Из глубины серебряного века

№ 7 (1221), ноябрь 2003

В Овальном зале Музея им. А. Г. Рубинштейна состоялся концерт из произведений русских композиторов начала XX века, выпускников Московской и Петербургской консерваторий, прозвучавших в исполнении студентов и выпускников МГК. Уникальная программа, составленная композитором А. Ровнером, включила малознакомые широкой публике сочинения популярных авторов, таких как А. Скрябин и С. Прокофьев, а также менее известных имен, незаслуженно забытых или только недавно возрожденных после долгих лет забвения.

Прошедший концерт стал еще одним событием в череде мероприятий, посвященных отмечаемым юбилейным датам: в 2002 и 2006 годах празднуется 140-летие со дня основания, соответственно, Петербургской и Московской консерваторий. На протяжении всего этого времени неизменно высоким оставался творческий потенциал обеих школ, достоинство и мастерство деятелей которых в полной мере смогли оценить слушатели.

В проникновенном и художественно совершенном исполнении Марии Маргориной (скрипка), Ольги Галочкиной (виолончель), Марии Паршиной (фортепиано) и Татьяны Леляковой (фортепиано) прозвучали «Танец белых дев» для виолончели и фортепиано и Прелюдии № 14 и 15 для скрипки и фортепиано Н. Рославца. Композитор-новатор, создавший свою систему организации звуковых комплексов, был знаком с художниками общества «Бубновый валет», а также В. Маяковским, который вспомнил его в эпиграмме: «Сколько лет росла овца, и не слыхала про Рославца». Оригинально был исполнен Татьяной Леляковой фортепианный цикл «Рояль в детской» А. Лурье, отражающий детское мировосприятие и посвященный дочери композитора Анночке, названной в честь Анны Ахматовой. Пять прелюдий ор. 74 А. Скрябина пленили публику утонченно экзальтированной, необыкновенной звучностью. «Легенда» А. Мосолова для виолончели и фортепиано, «Романс» и «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано А. Авраамова, проникнутые романтическим мировосприятием, в свете всего творчества этих композиторов-экспериментаторов воспринимаются как ностальгический взгляд на идеалы и загадочные образы безвозвратно ушедшего Серебряного века. Фортепианная пьеса «Черный свет» Ф. Гартмана, исполненная Игорем Гольденбергом, по стилю сходна с американскими народными песнопениями-спиричуэлами. Каждой из трех частей этого произведения предпослана программа из словесных преамбул, содержание которых представляет собой по-детски наивную сказочку о бедном умершем негре, который попал в рай и кружится в ослепительном хороводе с ангелами. Во втором отделении концерта прозвучали вокальные сочинения С. Прокофьева в исполнении Елены Либеровой (сопрано) и Сергея Кондакова (фортепиано): «Пять песен без слов», первый в истории целостный цикл концертных вокализов, и вокальная сказка «Гадкий утенок», написанная на прозаический текст сказки Г. X. Андерсена, в которой певица эмоционально-открыто, мастерски обыграла каждую реплику.

Подобного рода концерты чрезвычайно важны: звучит новая для нас музыка, возрождаются из забвения имена интересных композиторов, русская культура вспоминает образы Серебряного века, отмечая юбилеи двух лучших музыкальных вузов мира.

Елена Колокольникова,
студентка III курса

На фото: Мария Маргорина и Татьяна Лелякова

Поделиться ссылкой: