Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Первый Международный

№ 1 (1215), февраль 2003

Завершился конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева. Примечательно что в ХХ веке. Он стал Международным. Такое изменение статуса предопределил успех предыдущих – Всероссийских открытых (1996, 1999). Учредителями I Международного конкурса им. С. И. Танеева выступили Министерство культуры РФ, Администрация Калужской области, Международный культурный центр, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных, Международный Союз музыкальных деятелей.

Параметры и особенности прошедшего в г. Калуге большого «Танеевского камерного собрания» дают обильную пищу для размышлений.

Прежде всего, география и количество участников. В 1-м туре приняло участие более 40 ансамблей (фортепианных дуэтов, трио, квартетов и квинтетов). Все более увеличивающееся число коллективов, присылающих свои заявки и аудиокассеты свидетельствует о том, что достигается одна из целей конкурса – привлечение молодых музыкантов к процессу ансамблевого музицирования. Еще лет десять назад, когда исполнители камерной музыки великого композитора исчислялись единицами, об этом можно было только мечтать. А то, что в «танеевских конкурсах» уже выступали музыканты более десяти стран (в последнем – 8), говорит о возрастающем интересе к творчеству композитора, его все более широком распространении в мире – что также является целью конкурсов. (Косвенно это подтверждается и приходящими из Австралии, Испании, Англии, заявками на ноты танеевских камерных опусов и включением танеевского фортепианного квартета в программу конкурса имени И. Брамса в Польше). Достигается и еще одна цель – появление на карте России новых очагов культуры. Теперь таким новым постоянно действующим центром камерно-ансамблевого исполнительства стала Калуга (во многом благодаря заинтересованной помощи калужских губернаторов: и бывшего – В. В. Сударенкова, и нынешнего – А. Д. Артамонова, и, разумеется, членов их команды – Е. М. Тришина, А. И. Типакова, Н. К. Абрамовой).

Успех конкурса на всех его этапах был во многом обеспечен деловитостью Оргкомитета, возглавляемого Т. Н. Хренниковым. Международный статус конкурса нашел отражение и в составе жюри, в которое вошли крупные мастера камерно-ансамблевого исполнительства и педагогики. Постоянный Председатель жюри – доктор искусствоведения, профессор, зав.кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории, Президент Ассоциации камерной музыки МСМД Т. А. Гайдамович. Ей всякий раз удается создать из членов жюри единый ансамбль, в котором преобладают профессионализм, объективность, коллегиальность и доброжелательность. Московская консерватория была представлена еще двумя профессорами – зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета Т. А. Алихановым и А. З. Бондурянским. В жюри также вошли профессора РАМ им. Гнесиных – зав.кафедрой камерного ансамбля и квартета Г. А. Федоренко и И. М. Анастасьева, профессор Петербургской консерватории А. А. Жохова, Председатель Союза композиторов Москвы О. Б. Галахов, Ректор Тбилисской консерватории – проф. М. Доиджашвили, зав.кафедрой камерного ансамбля и квартета Белорусской Академии музыки проф. Н. С. Щербаков, декан исполнительского факультета Университета штата Массачусетс проф. Дж. Лоттон (США) и профессор Лондонской высшей музыкальной школы Ст. Попов (Великобритания).

Получила развитие и еще одна традиция – включение в рамки конкурса специального тематического прослушивания (как бы конкурс в конкурсе). На сей раз оно было посвящено музыке ХХ века, а участие в нем могли принять и финалисты, и не прошедшие в III тур. Была даже учреждена специальная премия «За лучшее исполнение сочинения композитора ХХ века». Музыка ХХ века была представлена такими разными по стилевым направлениям авторами как М. Гнесин и Ф. Пуленк, М. Вайнберг и А. Шнитке, Д. Фуджикура и Шен-Син-Кай.

Учреждение специальных премий конкурса, как и их количество, свидетельствует о растущей заинтересованности в становлении молодых ансамблей и развитии камерно-инструментального исполнительства. В этой связи хотелось бы выразить благодарность Московской консерватории им. П. И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, Союзам композиторов России и Москвы, Администрации Калужской области, Ассоциации камерной музыки МСМД, Фонду Ирины Архиповой, Фонду «Русское исполнительское искусство», Фонду им. П. Чайковского, Фонду «Новые имена», Московской филармонии, Артагенству «Краутер-концерт», Государственному институту искусствознания, Газете «Музыкальное обозрение», Звукозаписывающим фирмам «CLASSICAL RECORDS» и «Звук», Научной музыкальной библиотеке им. С. И. Танеева, Дому-музею С. Танеева в Дюдькове, Фортепианной фирме «SEILER», Заводу «Шекма-Гжель», Университету штата Массачусетс.

И наконец, самое главное – художественные впечатления от конкурсных прослушиваний. Программа давала возможность раскрыться индивидуальности каждого ансамбля, его творческих пристрастий и уровня мастерства. Запомнилась яркая интерпретация фортепианных квартетов С. Танеева, М. Гнесина, Р. Штрауса (Н. Злобина, А. Кочелаева, Н. Головина, А. Будо), обаятельный артистизм грузинского дуэта Т. Читадзе и К. Сепашвили проявившийся в исполнении сочинений И. Брамса и С. Рахманинова, свобода музицирования в опусах Б. Сметаны и Фуджинары английского Трио «Belle Epogue», глубоко продуманное зрелое прочтение Трио А. Шнитке и И. Брамса (К. Башмет, Е. Сорокин, О. Бугаев), стройность танеевских сочинений в толковании Т. Рыбаковой и В. Кузнецова, поэтичность «Думок» А. Дворжака в исполнении «гнесинцев» (А. Французов, Е. Мещанчук, Е. Курманаев), ансамблевый профессионализм «Контима-трио» (К. Маслюк, Т. Воротников, М. Фридман) и юношескую увлеченность украинского Трио (П. Качнов, А. Скакун, А. Кузина) и многое другое.

И последнее. Танеевские конкурсы являются безусловным флагманом в ряду тех, которые проводятся в России под эгидой Ассоциации камерной музыки МСМД. Ее деятельность самым благотворным образом влияет на улучшение качества преподавания камерного ансамбля в высших и средних музыкальных учебных заведениях, рост уровня ансамблевого исполнительства, появление новых профессиональных коллективов, в конечном счете на развитие богатейших традиций отечественного камерного музицирования, которое А. П. Бородин назвал «лучшим средством воспитания музыкальной личности».

Избранные изначально сроки проведения танеевских конкурсов совпадают с днем рождения гениального композитора, и, думается, являются лучшим подарком, ибо в эти дни с особой силой проявляется величие музыки Танеева, величие его художественной личности.

Проф. А. З. Бондурянский

ИТОГИ I МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА КАМЕРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ИМЕНИ С.И.ТАНЕЕВА (КАЛУГА, 2002)

I премия

Фортепианный квартет студентов Московской консерватории (РОССИЯ) – Н. Злобина, А. Кочелаева, Н. Головина, А. Будо (класс проф. Т. А. Гайдамович)

Специальная премия Московской консерватории «За лучшее исполнение сочинений С.Танеева», Специальная премия «За лучшее исполнение сочинения композитора ХХ века»,Специальная премия Фонда «Русское исполнительское искусство», Специальный приз Московской государственной академической Филармонии.

II премия

Фортепианный дуэт (Грузия) – Т. Читадзе, К. Сепашвили (класс проф. С. Корсантия)

Специальная премия РАМ «За лучшее исполнение сочинения И. Брамса», Специальная премия Артагенства «Краутер-концерт», Специальная премия фирмы «Seiler», Специальный приз Музыкальной научной библиотеки имени С. И. Танеева.

Фортепианное трио «Belle Epogue» (Великобритания) – Я. Фишер, С. Циммерманн, П. Корвальо.

Специальная премия «Успех» Фонда Ирины Архиповой, Специальная премия Университета штата Массачусетс (США) «Modern Art», Специальный приз Музыкальной научной библиотеки имени С. И. Танеева.

III премия

Фортепианное трио студентов Московской консерватории (РОССИЯ) – К. Башмет, Е. Сорокин, О. Бугаев – (класс проф. Т. А. Алиханова)

Специальная премия РАМ «За лучшее исполнение сочинения И.Брамса», Специальная премия «За лучшее исполнение сочинения композитора ХХ века», Специальная премия Фонда «Русское исполнительское искусство», Специальная премия Государственного института искусствознания «Московский дебют»

Фортепианный дуэт Московской консерватории (РОССИЯ) – Т. Рыбакова, В. Кузнецов – (класс проф. Т. А. Алиханова)

Специальная премия Московской консерватории «За лучшее исполнение сочинения С. Танеева»

Фортепианное трио студентов РАМ им. Гнесиных (РОССИЯ) – П. Французов, Е. Мещанчук, Е. Курманаев – (класс и. о. проф. Т. Н. Тарнавской)

Специальная премия «Успех» Фонда Ирины Архиповой, Специальная премия Государственного института искусствознания « Московский дебют».

IV премия не присуждена

V премия

Фортепианное трио (Украина) учащиеся ССМШ – П. Качнов, А. Скакун, А. Кузина – (класс преп. Л. М. Райко)

Специальная премия «Надежда» Фонда «Новые имена»

«Контима-трио» (РОССИЯ) – К. Маслюк, Т. Воротников, М. Фридман – (класс и. о. проф. Д. Г. Галынина)

Специальная премия Артагенства «Краутер-концерт»

VI премия

Фортепианный квартет студентов Санкт-Петербургской консерватории (РОССИЯ) – Е. Порохина, М. Крестинская, А. Пенюгин, А. Иванов – (класс проф. Т. А. Ворониной)

Специальная премия «Гармония» Фонда им. П. И. Чайковского

Фортепианное трио (Беларусь) – К. Кирильчик, О. Кеда, Е. Ходак – (класс доц. И. В. Галочкиной)

Специальная премия «Гармония» Фонда им. П. И. Чайковского

ДИПЛОМЫ

Фортепианный дуэт учащихся Калужского музыкального училища им. С. И. Танеева (РОССИЯ) – Д. Осодчий, А. Волков, – (класс преп. Т. Е. Монвиж-Монтвид)

Специальная премия «Надежда» Фонда «Новые имена»

Фортепианное трио Красноярской академии музыки и театра (РОССИЯ) – Н. Овчинникова, О. Поляк-Брагинская, А. Плуталова – (класс доц. Е. В. Прыгун)

Фортепианный дуэт (Китай) – Ло Лэ, Вейдзи Чжан

ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПРЕМИЯ АССОЦИАЦИИ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ МСМД «УЧАСТНИКУ II ТУРА»

Фортепианный дуэт Нижегородской консерватории (РОССИЯ) – О. и Н. Гринес – (класс доц. Н. А. Матвеевой)

Все участники II тура награждены «Почетными грамотами».

Специальная премия газеты «Музыкальное обозрение» – годовая подписка на 2003 год присуждена Фортепианному дуэту (Калуга), Фортепианному квартету (Санкт-Петербург), Фортепианному трио (Красноярск).

Оставить коментарий