Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Четверть века творческих исканий

№ 2 (1216), март 2003

Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования Московской консерватории учреждена приказом министра культуры СССР в январе 1978 года. Первоначальный замысел принадлежал профессору М. А. Смирнову, тогдашнему проректору консерватории по научной работе. Организационная разработка замысла, приведшая к открытию лаборатории, была осуществлена при активном участии вначале ректора консерватории профессора А. В. Свешникова, затем, – сменившего его на этом посту профессора Б. И. Куликова и заведующего кафедрой теории музыки, профессора Е. В. Назайкинского.

Перед лабораторией были поставлены задачи исследования проблем научной организации учебного процесса в вузе, повышения эффективности обучения, разработки вопросов психологии музыкальных способностей, музыкального восприятия, творчества, исполнительства и педагогики, а также обобщения опыта мастеров исполнительского искусства и педагогики. Проблемная лаборатория Московской консерватории была первой лабораторией подобного типа в музыкальных вузах страны (хотя в системе высшего образования проблемные лаборатории работали уже почти десятилетие).

Лаборатория открылась в тот период, когда начался процесс смены поколений, остро поставивший проблему сохранения высоких традиций профессионального обучения. С другой стороны, все настойчивее заявляла о себе централизация в управлении образованием, стремление все вопросы решать «сверху», часто без какого-либо учета специфики музыкального образования.

Первым руководителем Лаборатории (1978–1980 гг.) был доктор психологических наук, инженер-акустик А. А. Володин, который стимулировал психолого-техническое направление исследований. В лаборатории в первые годы работали инженер (Г. Б. Соколовская), психолог (В. П. Лебедева-Мышкина), специалисты в области эстетики (Т. Я. Радионова, Д. С. Булатова). Однако основу коллектива составили и до сих пор составляют музыканты разных специализаций: исполнители (Е. П. Макуренкова, Н. А. Середа, С. И. Тихонов, в настоящее время Е. Л. Сафонова), историки (А. Т. Тевосян, Н. Н. Мохов, Е. Л. Гуревич, сейчас – Н. А. Миронова, Е. А. Лотош), теоретики (Л. Н. Алексеева, И. В. Погонина, Л. А. Салимова, в настоящее время – В. П. Фомин, В. Г. Цыпин), фольклористы (В. Н. Медведева /Никитина/, Д. С. Смирнов), а также специалисты в области музыкальной психологии (Г. С. Тарасов, а в настоящее время М. С. Старчеус). С 1980 года (и по сей день) заведующим лабораторией является доцент Г. С. Марутян. Тогда же научным руководителем лаборатории стал доктор искусствоведения, профессор В. В. Медушевский. С середины 90-х гг. научное руководство лабораторией осуществляет профессор Е. Г. Сорокина.

Первые годы существования лаборатории были временем самоопределения. Тогда в лабораторию приходило множество заданий Минкультуры, Минвуза, Госкомитета по образованию и, конечно же, ректората консерватории, поручавших лаборатории разработку инструктивных, программно-учебных, научно-информационных и иных документов. Среди них – разработка Положения о Московской консерватории и Устава консерватории, работа над которыми велась в течении нескольких лет. Однако эти задания часто перерастали в исследовательские: мало составить квалификационные характеристики или сравнить учебные программы, необходимо дать обоснование выводам и предложениям, что, в свою очередь, требует изучения предмета.

Начать пришлось с собирания «банка данных» о музыкальном образовании. Эта работа проходила в самых разных жанрах: готовились серии экспресс-информаций по отечественному и зарубежному образованию и издания справочного характера, проводились специальные источниковедческие и библиографические исследования, целевые опросы музыкальных вузов страны, организовывались научные семинары, конференции и «круглые столы» по самым актуальным проблемам. Продолжением этого направления в работе лаборатории стал «Историко-биографический справочник: Московская консерватория (1866–2001)» (отв. ред. Н. А. Миронова), который в настоящее время готовится к изданию.

Уже с начала 80-х годов Проблемная лаборатория стала координировать исследовательскую работу вузов страны в области музыкального образования, а с 1987 года лаборатория становится головным исследовательским центром в области профессионального музыкального образования. Достаточно ясно определился профиль деятельности коллектива, связанный с широким историко-культурным подходом. Все это нашло отражение в ряде исследований и прежде всего в сборнике трудов «Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования» (1986), в создании экспериментальных учебников и учебных пособий, направленных на ликвидацию разрывов или пробелов в содержании вузовского образования. Среди них: коллективное (при участии преподавателей Московской консерватории, других вузов и научных учреждений) учебное пособие «История и теория хоровой культуры» (в 3-х томах, 1983–1985 гг., автор идеи, организатор и редактор-составитель А. Тевосян), авторские учебные пособия «Интонационно-смысловой анализ вокальных произведений» (в 2-х томах, Л. Алексеева, 1984), «Фольклорная практика в музыкальном вузе» (В. Медведева, 1993). В настоящее время ведется работа над учебными пособиями «Древнегреческий язык для музыкантов» (В. Г. Цыпин) и «Слух музыканта» (М. С. Старчеус). Все перечисленные пособия выполнялись на базе специальных исследований.

Осмысление реальности музыкального образования само по себе выступало новым подходом. Завершенная в 1989 году фундаментальная монография «Музыкальное образование в СССР на этапе перестройки высшей школы» (ответственный редактор В. В. Медушевский, научный редактор Н. А. Миронова) была первым коллективным исследованием объективных противоречий в развитии музыкального образования. В монографии получил обобщение опыт экспериментальной работы разных вузов, во многом определивший направленность и содержание перестройки музыкального образования задолго до того, как она была официально объявлена. Центральное место в монографии отведено становлению личности музыканта – ключевой проблеме современной концепции музыкального образования. И хотя монография не была опубликована, ее главные идеи и концепции впоследствии получили подтверждение. Они также опирались на многолетнее изучение сотрудниками лаборатории музыкального образования в разных странах мира и регионах бывшего СССР: в США, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Финляндии, Великобритании, Германии, в странах Востока, республиках средней Азии и Закавказья, других регионах. Концепция музыкального образования как саморазвивающейся системы получила обоснование в диссертации Н. А. Мироновой «Реформа музыкального образования как проблема современного музыкознания» (1992).

Одной из главных задач Проблемной лаборатории при ее открытии было обобщение творческого опыта больших педагогов-мастеров, в первую очередь, Московской консерватории. Среди плановых тем уже в первые годы – изучение педагогической концепции Б. Яворского, обобщение наследия Ю. Тюлина, опирающееся на анализ архива ученого. Позже предметом внимания становится педагогический опыт фортепианного факультета Московской консерватории, а также опыт кафедры теории музыки, восстановленный по материалам курсовых и дипломных работ 1960–1980-х годов и др. Вскоре стало ясно, что формула «обобщения опыта» достаточно неопределенна. Опыт в искусстве и педагогике личностен и уникален, а описание его подвержено вольным или невольным искажениям. Поэтому исследовательский коллектив выбирает путь, более органичный для практики искусства: путь передачи опыта в форме творческого диалога. Так появилась серия «Беседы о педагогике и исполнительстве» (вып. 1–4, 1992–1999 гг., С. Тихонов, В. Цыпин, Е. Сафонова), представившая богатейшую панораму творческого опыта ведущих профессоров Московской консерватории: Л. Н. Власенко, С. Л. Доренского, Е. В. Малинина, В. К. Мержанова, Т. П. Николаевой, В. В. Горностаевой, Л. Н. Наумова, М. А. Смирнова, Е. Я. Рацера, В. Г. Соколова, Т. А. Гайдамович, М. С. Глезаровой, Р. Р. Давидяна, В. Г. Дуловой, Н. Н. Шаховской, М. Л. Яшвили, Ф. С. Дружинина, А. Г. Бахчиева, Е. Г. Сорокиной, С. И. Кравченко, Э. Д. Грача, А. А. Мельникова. Творческий опыт профессоров консерватории нашел широкое отражение и в монографии Е. Сафоновой «Скрипичная школа Московской консерватории: творческие традиции» (М., 2002).

Расстояние от личного до исторического опыта невелико. И это расстояние было преодолено в очередной публикации – сборнике «Музыкальное образование: Уроки истории» (1991), посвященном 125-летию Московской консерватории. Основная его проблема – поучительность истории музыкальной культуры и образования, которую движет в буквальном смысле творческая энергия больших музыкантов.

Так, истоки многих особенных черт Московской консерватории – в редких свойствах личности Н. Г. Рубинштейна, в той духовной силе, которую он вложил в лучшее свое творение. И не случайно в составе лаборатории 3 октября 1995 года был открыт (а, фактически, восстановлен) Музей Московской консерватории им. Н. Г. Рубинштейна (директор Музея Е. Л. Гуревич). Музей представляет живую историю Московской консерватории в документах, фотографиях, афишах, чудом сохранившихся предметах мебели и т. п. Сотрудниками музея ведется активная собирательская, реставрационная, экскурсионная и концертно-просветительская работа. Музей стал органичной частью учебного процесса как базовое подразделение для исполнительской, лекторской, архивной практики студентов и аспирантов консерватории, научно-методической и учебной работы педагогов. С 2001 года Музей – самостоятельное структурное подразделение консерватории.

Закономерно, что фундаментом концепции музыкального образования на современном этапе стали особенности и проблемы формирования личности музыканта. Эта идея развита в сборнике «Музыкальное образование – Личность — Культура» (1989). Такая постановка проблемы была подкреплена результатами оригинальной серии социологических опросов студентов и преподавателей Московской консерватории» (В. Медведева, 1990, 1991), а также работой над психологическим портретом студента консерватории (М. Старчеус, 1993–1995). Исследования заставили пристальнее всмотреться в глубинную, внутреннюю суть личности Музыканта. Попытки приблизиться к ней во многом определили одной из направлений исследовательской работы лаборатории, что получило отражение в сборниках «Мир глазами музыканта» (1993), «Музыка. Миф. Бытие» (1995), «Музыка. Мысль. Творчество» (1997), наконец, в альманахе музыкальной психологии Homo musicus (1994; 1996, 1999, 2000), где собраны неординарные, впервые переведенные на русский язык материалы о музыке, музыкантах, музыкальной педагогике.

Любое исследовательское устремление к сути явлений непременно выводит к истокам, к первоначалам, определяющим содержание и жизнеспособность духовных, культурных, творческих традиций. Не случайно в последние годы в Лаборатории проявилось «античное» направление, представленное комментированными переводами трактатов музыкальных теоретиков Античности, получившими обобщение в докторской диссертации В. Г. Цыпина «Аристоксен. Начало науки о музыке» (1998), а также исследованиями В. П. Фомина духовной преемственности в традициях культуры и образования («Сокровенное учение Античности в духовном наследии Платона», 1994; «Неоплатонические вариации на эзотерическую Тему», 1997; «Единое учение о Едином Боге в духовно-посвятительной традиции», 2001).

Сегодня коллектив лаборатории – содружество высокопрофессиональных исследователей, среди которых 6 кандидатов и доктор искусствоведения. Сотрудники Лаборатории выступают с докладами на научных конференциях и семинарах, читают курсы лекций в самых разных аудиториях по всей России и за ее пределами, участвуют в национальных и международных фольклорных фестивалях, публикуют результаты своих исследований в периодической печати, сборниках научных трудов, а в настоящее время готовят к изданию новые авторские монографии по всем основным направлениям работы Лаборатории. Такой она вступила в XXI век.

Профессор М. С. Старчеус

На фото сидят: Г. Марутян, Е. Сорокина, Е. Лотош.
Стоят: Д. Смирнов, Н. Алямовская, М. Старчеус, В. Цыпин, В. Фомин

Поделиться ссылкой: