Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Классик на все времена

№ 2 (1209), март 2002

Первый Московский открытый конкурс молодых композиторов и музыковедов имени А.Н.Скрябина торжественно стартовал в Государственном мемориальном музее, по праву носящего имя великого русского композитора. Это значительнейшее событие в художественной жизни столицы было приурочено к 130-летию со дня рождения уникального музыканта, подарившего миру свое вдохновенное искусство в самых разных областях многогранного творчества.

Скрябин, живший на рубеже XIX и XX веков (1872–1915) опередил свое время как никто другой. Новации создателя «Поэмы экстаза» и «Прометея» в области мелодики, гармонии, структурного и оркестрового мышления до сих пор воспринимаются дерзновеннейшими открытиями. Он не создал ни одной оперы, но мыслил вокально-симфонически. Завет Бетховена, утопически мечтавшего о победе Добра и Красоты, утверждавшего культ Света в финале Девятой симфонии, был по-своему подхвачен Скрябиным в грандиозном вокально-хоровом сочинении — «Гимне музыке» шестичастной Первой симфонии. В «Божественной поэме» и «Поэме экстаза», ставшей последним чисто оркестровым опусом, творец, казалось, исчерпал все возможные резервы «космического» мышления в музыке… И как божественное откровение — явление миру «Поэмы огня», первого цветомузыкального произведения для солирующего фортепиано, хора, органа, разработанной по эскизам автора специальной световой партитуры и грандиозного состава оркестра.

Скрябин стал «возмутителем спокойствия» в среде своих консерваторских учителей — В.И. Сафонова, С.И. Танеева, А.С. Аренского, А.К. Глазунова. Высоко ценившие пианистическое мастерство воспитанника Московской консерватории, они были единодушны в негативной оценке его композиторского дарования. Старший современник Р.М. Глиэра, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, Скрябин стал для них и многих других творцов XX века правовестником эксклюзивной фресковой звукописи космических масштабов. Творец поздних одночастных фортепианных сонат и «Прометея» пытался поэтически и философски обосновать свое творческое кредо, что в немалой степени способствовало восприятию фигуры автора в тоге «авангардиста» и «декадента».

Современник Скрябина — выдающийся музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин (1875 – 1925), организатор вечеров современной музыки и пропагандист творчества Скрябина проницательно заметил: «Только «декаденты» своего времени становятся впоследствии классиками на все времен (Бетховен, Шуман, Вагнер, Мусоргский, Скрябин)…»

С июля 1922 г. старинный особняк, в котором композитор провел три последних года своей жизни (с апреля 1912 по апрель 1915) и где им были созданы Восьмая, Девятая, Десятая сонаты, Поэмы ор. 69, 71, 72; два танца «Гирлянды», «Темное пламя» ор. 73 и пять прелюдий ор. 74, стал Государственным мемориальным музеем А.Н. Скрябина. Дом чудом сохранился в своем первозданном виде: не подвергся новомодным перестройкам или осовремененным модернизациям; не стал частным владением коммерческой фирмы или офисом по продаже недвижимости…

В 1992 году (год 120-летия со дня рождения композитора) друзья музыки Скрябина могли увидеть раритет — цветовой аппарат, изготовленный по эскизам Александра Николаевича для сопровождения симфонической поэмы «Прометей». Аппарат представляет собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая), а пять соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розовато-красный…

К славному юбилею возникла идея поддержки одаренных детей — исполнителей скрябинской музыки. Идею поддержал международный концерн «Экология человека». Был объявлен конкурс, в котором могли принимать участие воспитанники детских и средних специальных музыкальных школ Москвы в возрасте от 11 до 16 лет. В 1992 г. первым лауреатом стал стипендиат имени Скрябина — Ю. Богаднов, выпускник А. Артоболевской и А. Мидонц (ЦМШ), вначале — лауреат конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге, а спустя год — премьер на конкурсе имени Ф. Шуберта в Дортмунде.

Скрябинская стипендиатка 1993 года, тогда ученица средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных Я. Зайцева после присуждения ей стипендии впервые выступила с оркестром. А в 1994 году самый юный из скрябинских стипендиатов двенадцатилетний П. Домбровский, ученикДМШ №№: имени В.Стасова, параллельно занимался и в классе композиции. Тогда же состоялся его сольный концерт в Музее. По условиям конкурса стипендия присуждалась сроком на один год. Отрадно, что своей последующей концертной деятельностью юные музыканты оправдали высокое звание лауреата.

На церемонии открытия 21 января 2002 г. директор Музея, пламенный энтузиаст Дома Скрябина — Тамара Викторовна Рыбакова обратилась со словами глубокой благодарности в адрес учредителей и организаторов Первого московского открытого конкурса молодых композиторов и музыковедов — Министерства культуры России, Комитета по культуре Москвы, Управления культуры, Центрального Административного округа столица, Союзов композиторов России и Москвы, Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Общества друзей Музея. Г-жа Рыбакова отметила, что без содействия Российского и Московского фондов культуры и информационной поддержки радиостанций «Орфей», «На семи холмах», Радио России, телеканала «Культура», ТВЦ и газеты «Музыкальное обозрение» вряд ли могла осуществиться идея соревнования.

Т.В. Рыбакова назвала Председателя жюри конкурса молодых композиторов. Им стал А. Эшпай, народный артист СССР, лауреат Государственной премии. Жюри конкурса молодых музыковедов возглавил В. Задерацкий, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, секретарь СК России, лауреата конкурса имени Д.Д. Шостаковича.

В концерте в честь открытия конкурса впервые прозвучали сочинения членов жюри конкурса — «Молитва» Т.Б. Камышевой, Вторая фортепианная соната В.Б. Довганя, вокальные баллады Л.Б. Римского. Солистка Большого театра М. Маруна проникновенно исполнила вокальную партию в «Молитве», аспирант Академии Хорового Искусства Г. Васильев горячо откликнулся на сочинения, посвященные Скрябину автором этих строк.

Подлинной музыкальной сенсацией стало восстановление по незавершенной авторской рукописи Фантазии ля-минор для двух фортепиано и ее звуковое воспроизведение (лауреат стипендии имени А. Н. Скрябина М. Зайцева и А. Зайцева).

Скрупулезное научное изучение неопубликованных творений Скрябина, подготовка их к печати, первое исполнение в Москве, стремление познакомить слушателей с сочинениями выдающихся современников композитора, также никогда ранее не звучавших в России — таков девиз, неоднократно проведенный в жизнь научными сотрудниками музея.

В доме Скрябина ощутимо нечто мистическое. В нем царит дух Александра Николаевича Скрябина. Он словно аккумулировал его притяжение, его неуёмную, всепоглощающую страсть к музыке, поэзии, живописи, к синтезу слова, звука, цвета.

Л. Б. Римский,
член СК России

Поделиться ссылкой: