Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Седьмой осенний

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Для людей творческих профессий отмечать свои дни рождения и, в особенности, юбилеи «трудовыми подвигами» – почти традиция. Лучший подарок для артиста – это возможность выйти на сцену. И VII Международный Осенний хоровой фестиваль стал таким юбилейным подарком самому себе для его инициатора, автора и бессменного художественного руководителя профессора Б. Г. Тевлина.

Национальный молодежный хор российских консерваторий

К себе на 80-летие Борис Григорьевич ни много ни мало пригласил фактически всю страну в лице Национального молодежного хора российских консерваторий. Это был фестиваль внутри фестиваля: молодые хоровые дирижеры из 18 российских вузов на протяжении девяти дней совершенствовали свое мастерство под руководством опытнейших профессоров – известных хоровых мастеров: Б. Г. Тевлина, Л. З. Конторовича, Л. А. Лицовой, а также их младших коллег – доцента Московской консерватории Е. К. Волкова и преподавателя А. В. Соловьева, который также внес огромный вклад в организационную подготовку и проведение этой творческой мастерской. Финальным аккордом Всероссийского мастер-класса стал концерт 18 октября в Большом зале, который, как справедливо сказал в своем приветствии ректор Московской консерватории А. С. Соколов, «станет памятной страницей в биографии молодых российских хормейстеров».

Поразил масштаб работы, осуществленной практически за неделю. Перед слушателями предстал настоящий хоровой коллектив, слушающий друг друга, моментально откликающийся на инициативы дирижеров, умело выполняющий разнообразные творческие задачи. Хотя с ребятами работали разные музыканты, но стиль Бориса Тевлина – стиль беспрекословной дисциплины и нацеленности на максимально высокий художественный результат – явно доминировал и очевидно принес положительные плоды. Иначе возможно ли не просто освоить, но по-музыкантски прочувствовать и вынести на суд публики 28 (!) произведений, охватывающих композиторские искания в диапазоне всего XX века – от Танеева, Стравинского до Фалика, Шнитке, Леденева… Конечно, с каждым дирижером открывались свои исполнительские нюансы. Как показалось, для Л. Конторовича, начинавшего концерт, было интересно заняться с ребятами пластикой фразы, поиграть на динамических контрастах – от еле слышного пиано до мощного тутти. Л. Лицова умеет «вызвончить» любой хор: под ее руками звучание Национального молодежного хора приобрело объемность, стереофоничность. У Б. Тевлина всегда важна драматургия программы. В данном случае были сознательно подобраны очень разные по техническим задачам произведения, чтобы показать, как работать с полифонией Танеева, как осваивать современные гармонические стили (Леденев, Евграфов, Эшпай), как «аккомпанировать» солисту (в хоре «Топи да болота» Пахмутовой, где открытием стал тенор А. Николаев). Для финальной кульминации были приготовлены номера с Даниилом Крамером, сразившего всех своим кипучим темпераментом и артистизмом.

Эксперимент с Национальным молодежным хором российских консерваторий, увенчавшийся блестящим успехом, стал своего рода «пробным камнем» в деятельности новой кафедры Современного хорового исполнительского искусства, открывшейся с этого учебного года на Композиторском факультете. В том, насколько важен сейчас такой альянс творцов и исполнителей (думается, и не только в хоровой сфере), позволил убедиться Круглый стол, организованный заведующим кафедрой профессором Б. Г. Тевлиным в дни мастер-класса. Надо было видеть, с каким энтузиазмом молодежь из отдаленных регионов нашей бескрайней родины записывала адреса сайтов представших перед ними живых  композиторов – Владислава Агафонникова, Кирилла Волкова, Юрия Евграфова, Дмитрия Дианова, Александра Коблякова, Алексея Сюмака, Татьяны Чудовой, – чтобы иметь возможность посмотреть там новые хоровые сочинения, пополнить копилку репертуара. Пламенную и актуальную речь произнес Владимир Тарнопольский, призывая новое поколение хоровых дирижеров не превращать концертную жизнь в музей, помнить о композиторах, живущих и творящих рядом со всеми нами. Думается, эта дискуссия – серьезная, доверительная, без скидок на возраст аудитории – стала важным нравственным уроком для всех ее участников.

Концертная программа всего VII Осеннего фестиваля, имевшего в этом году подзаголовок «Хоровые вечера Бориса Тевлина», включала выступления очень разных коллективов. Как всегда наряду с московскими хорами – в этот раз были приглашены Хор АМК при Московской консерватории (руководитель – Леонид Павлов) и «Мастера хорового пения» (руководитель – Лев Контрович) – были гости из других городов. В данном случае – из других стран, что придало фестивалю международный статус.

Государственный хор «Вильнюс» возглавляет известный хоровой мастер, профессор, проректор Литовской академии музыки и театра Повилас Гилис. Кроме несомненного творческого интереса, приглашение такого коллектива в Москву – удачная возможность восстановить давние культурные связи. Другой гость – Камерный хор государственной филармонии Астаны, возглавляемый Ержаном Даутовым, главным хормейстером Национального театра оперы и балета в Астане. Каждый коллектив привез в том числе свою национальную музыку, и было весьма поучительно послушать их выступления. В частности, «Вильнюс» продемонстрировал характерную для западных хоров чуткость к акустическим возможностям зала. Кажется, в первый раз в Большом зале были обыграны богатые возможности пространства таким образом, что часть хора оставалась на сцене, а часть стояла слева по периметру стены в самом зале. В интерпретации духовных сочинений литовских авторов этот прием оказался очень уместным, имитируя таким образом стереофоническую акустику храма.

Повилас Гилис и Ержан Даутов трогательно приветствовали Бориса Тевлина на сцене БЗК, вручив ему национальные сувениры – в знак признательности и уважения к одному из лидеров отечественного хорового искусства.

Последний концерт фестиваля был отдан коллективам Б. Тевлина – Государственному академическому русскому хору имени Свешникова и Камерному хору Московской консерватории. Юбиляр «перелистал» страницы своих программ и выбрал «сливки» репертуара – эффектные хоровые миниатюры российских композиторов, многие из которых сами присутствовали в зале и выходили потом на поклоны: Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Роман Леденев, Владислав Агафонников, Александра Пахмутова, которая, сев за рояль, аккомпанировала двум хорам, исполнившим вместе ее «Гимн Земле».

Не нарушая собственных традиций, Б. Тевлин пригласил в юбилейную программу известных солистов: народного артиста России Юрия Лаптева, лауреатов международных конкурсов Венеру Гимадиеву, Андрея Дунаева и Екатерину Мечетину.

Значительную часть юбилейной программы составила музыка Родиона Щедрина, последовательным пропагандистом которой является Б. Тевлин. Прозвучало премьерное исполнение «Эпиграфа Графа Толстого к роману “Анна Каренина”», а также «Царская кравчая» по мотивам русской хоровой оперы «Боярыня Морозова», которые наглядно продемонстрировали, какой профессиональный рывок совершил за несколько сезонов еще недавно числившийся в аутсайдерах Госхор. Об этом творческом подвиге говорил и начальник Департамента государственной поддержки искусства Министерства культуры А. А. Шалашов, искренне благодаря и поздравляя Б. Тевлина после концерта.

Казалось бы, после такого фестиваля надо брать тайм-аут, но отдых – не для юбиляра, который признается: «Не люблю выходных». В эти дни Борис Тевлин возглавляет жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «хоровое дирижирование», задавая высокую планку отечественному хоровому искусству.

Доцент Е. Д. Кривицкая
Фото Дениса Рылова

Поделиться ссылкой: