Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В согласии с большой хоровой традицией

№ 9 (1292), декабрь 2011

Тройной юбилей – 70-летие, 40 лет работы в Московской консерватории и 50-летие творческой деятельности – отметил заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, декан Дирижерского факультета и завкафедрой хорового дирижирования профессор Станислав Семенович Калинин. Этому событию был посвящен торжественный концерт хора Московской консерватории, который прошел 29 октября в Большом зале в приподнятой, праздничной обстановке. На вечере прозвучали специально написанные ко дню рождения юбиляра сочинения наших современников: Ю. Буцко, Д. Дианова, Р. Леденева, В. Агафонникова, Ю. Тихоновой, Ю. Потеенко, А. Эшпая, В. Кикты, В. Калистратова и А. Вискова.

«Станислав Семенович – консерваторский человек, и вся его жизнь – здесь», – приветствовал Станислава Семеновича ректор профессор А. С. Соколов, открывший программу. С теплыми словами к С. Калинину обратился и народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, почетный профессор консерватории А. Я. Эшпай, отметивший высочайший профессиональный уровень коллектива, способного в один вечер «исполнить программу для нескольких хоров, которые должны учить ее 3-4 месяца». О творческом пути музыканта размышляют его друзья и коллеги.

Профессор Р. С. ЛЕДЕНЕВ:

Что привлекает в звучании студенческого хора Московской консерватории, которым руководит профессор С. С. Калинин? Во-первых, свежие, молодые голоса, их живость, легкость, гибкость. Во-вторых, их крепкая, профессиональная подготовка, точный, красивый звук. И, наконец, любовь к пению – делу их жизни, которое еще не стало для них чересчур привычной работой.

В репертуаре хора есть и классика, и новые произведения, которые требуют и понимания, и приспособления к новым приемам, краскам, средствам выразительности. Наверняка есть и трудности, например, связанные с текучестью коллектива. Их приходится преодолевать. Но каковы, качества руководителя – таковы и результаты!

Профессор В. Г. КИКТА:

С. С. Калинин – яркий, самобытный и талантливый представитель знаменитой «свешниковской школы», основанной на трудолюбии, постоянном самосовершенствовании и непоколебимой преданности высоким идеалам старых мастеров русского хорового искусства. Важнейшую роль в формировании и становлении Калинина-дирижера сыграл выдающийся хоровой деятель профессор Б. И. Куликов.

При жизни самого «хозяина» – так среди своих называли А. В. Свешникова – главному хормейстеру С. Калинину было позволено дирижировать Госхором СССР. Тогда это означало только одно: Александр Васильевич ему доверял. И жизнь показала, что Свешников не ошибся в своем выборе. Не на словах, а на деле Калинин свято верен памяти своего Учителя. Вспомним, что по его инициативе была составлена и подготовлена к печати уникальная и, пожалуй, единственная фундаментальная книга о А. В. Свешникове. Будущее поколение сможет по ней понять и оценить истинный масштаб выдающегося мастера.

Яркими событиями в музыкальной жизни столицы были выступления С. Калинина во главе хора Московской консерватории с историческими программами, посвященными памяти хоровых титанов: Н. Данилина, А. Кастальского, А. Никольского, П. Чеснокова, Н. Голованова, А. Давиденко, А. Свешникова. Эти концерты имеют высоко этическое, нравственное значение.

Что касается выбора С. Калининым хоровых партитур современных композиторов, то, по моему мнению, дирижер полагается в первую очередь на ценность самого музыкального материала и значимость идеи произведения. Его не прельщает абстрактное новаторство, за которым порой скрываются полное незнание основополагающих принципов хорового письма, а иногда необоснованная амбициозность и творческое бесплодие авторов. Как простой слушатель я испытываю радость, когда С. Калинин исполняет новые хоровые сочинения А. Эшпая, Р. Леденева, В. Агафонникова, А. Самонова, Ю. Буцко, В. Калистратова, А. Ларина, А. Киселева, Ю. Тихоновой.

Станислав Семенович – первооткрыватель и моих сочинений, за что я ему премного благодарен. Среди них: «Великопостная молитва» на слова Пушкина, «Милосердия! Господи! Ты милосерд!» на слова Гоголя, «Благослови, Господь, Россию» на слова В. Лазарева, а также хоровые концерты «Проходят дни, проходят ночи» на слова Т. Шевченко и «Возвращение святой Цецилии».

С годами мы были свидетелями, как постепенно, «кирпич за кирпичиком», складывалась хоровая школа уже и самого Станислава Семеновича. Сегодня в ней свыше пятидесяти хоровых дирижеров из России и зарубежных стран. Ученикам профессора С. С. Калинина теперь суждено нести и продолжать славные традиции отечественной хоровой культуры, взятые из рук своего Учителя!

Профессор Ю. М. БУЦКО:

Деятельность С. С. Калинина, особенно в последнее десятилетие, несомненно войдет в историю Московской консерватории как одна из ярких и славных ее страниц. Деятельность эта неразрывно связана с традицией хорового дела в консерваторских стенах, с именами таких мастеров, как К. Б. Птица, А. В. Свешников, В. Г. Соколов. Станислав Семенович либо непосредственно учился у них, либо работал с ними долгие годы. От них Калинин унаследовал то, что можно назвать большой традицией русского хора, а она, в свою очередь, идет от еще более ранних времен, в том числе – от славного Синодального хора, мастера которого стали первыми профессорами консерваторского хорового факультета.

Это наследование сказывается во многих направлениях. Дирижерский факультет ныне, не побоюсь сказать, – самый динамичный, самый целеустремленный «отряд» консерватории. Хоровики под руководством С. С. Калинина живут в жестком, но и очень плодотворном ритме занятий, репетиций, концертов. Учиться им нелегко, но зато – какие отличные результаты приносит строгая дисциплина! И примечательно, что Станислав Семенович первым подает пример, находясь на своем «боевом посту» буквально с утра до ночи.

Мне вспоминаются программы, спетые факультетским хором в течение последних лет. Их очень много, но прежде всего я бы назвал «монографические» дипломные концерты выпускников в Большом зале, посвященные творчеству Мусоргского и Римского-Корсакова. Вспоминается не только высокое качество исполнения произведений классиков, но и праздничная атмосфера концертов, ставших торжеством отечественной культуры и для участников, и для слушателей.

Сам С. С. Калинин как хормейстер, в согласии с большой традицией, тоже любит монографические программы. Я могу вспомнить вечера, посвященные творчеству Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, М. М. Ипполитова-Иванова, и это далеко-далеко не все… Нередко в программах, составленных Станиславом Семеновичем, звучат произведения церковно-певческих жанров, преимущественно «московской школы». Можно утверждать, что для Калинина исполнение духовной музыки – вопрос не «моды», а опять же традиции, его личного отношения к этой музыке. Потому и его трактовки духовных произведений отличаются убедительностью и достоверностью.

Наконец, мы, композиторы, не можем не быть благодарны С. С. Калинину за то внимание, которое он неизменно, изо дня в день, проявляет к нашим делам. Он не просто исполняет новые сочинения коллег по консерватории (и особенно часто – коллег по хоровому факультету), он даже «заказывает» такие сочинения, и в этом продолжая дело своих учителей. Подобное отношение в наши дни – редко и драгоценно.

Многая лета, дорогой Станислав Семенович!

Оставить коментарий