Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Софии — с любовью

№ 9 (1292), декабрь 2011

«Софии – с любовью» – под таким девизом прошел московский Фестиваль, посвященный внушительному юбилею Софии Губайдулиной – ее 80-летию. Из всех мировых фестивалей он был самым масштабным: состоялись 7 российских премьер и одна мировая. Был он также и уникальным: во всех странах к произведениям нашего автора добавлялась какая-нибудь классическая музыка, а здесь инкрустации были тоже из современной музыки – Виктора Суслина. В итоге – 5 вечеров исключительно новой музыки, к которым присоединилась и научно-практическая конференция.

Организатором конференции, которая прошла в Конференц-зале консерватории, выступила кафедра МСМ, собравшая всех специалистов по творчеству Губайдулиной, коих оказалось 9 человек. С. Саркисян приехала из Армении (с рассказом о «Tempus praesens»); из Израиля был прислан доклад М. Геллер о «Фахверк»; открытием И. Башаровой (Уфа) стало нахождение двух пьес Губайдулиной для детей, которые не числились ни в каких мировых каталогах, и их показ стал мировыми мини-премьерами; с уклоном в хоровую музыку Губайдулиной прошло выступление Н. Шириевой (Казань). Московская консерватория представила доклад С. Савенко, обратившей внимание, среди прочего, на моменты общности Губайдулиной с Малером, и доклад В. Холоповой, старавшейся заинтриговать темой о «тайне» как свойстве творчества этого композитора. Ярко показали себя молодые: Н. Баркалая дала как бы мастер-класс по новым звукокраскам в фортепианной музыке Губайдулиной с собственными иллюстрациями; асп. И. Великовская с виолончелью в руках блестяще рассказала о сонате «Радуйся!»; студ. Н. Дедерер доложила о сложно рассчитанных соотношениях интервалов и ритма в сочинении для ударных с оркестром, а композитор Я. Судзиловский поведал о своей теории нетемперированной звукосистемы.

Музыкальным прологом Фестиваля стал концерт «Персона», где главный редактор «Музыкального обозрения» А. Устинов вел беседу с Софией Асгатовной, а среди премьер прозвучало «Sotto voce» для двух гитар, альта и контрабаса. Молодые гитаристы Б. Фокеев и А. Резник, впервые столкнувшиеся с этой музыкой, в полной мере прониклись необычным ее колоритом (контрабасист был сам А. Суслин). А молодой баянист И. Пуриц с таким психологизмом внедрился в «De profundis», что показал все величие этого небольшого сочинения.

В симфонические интерпретации включился признанный авторитет в современной музыке В. Полянский со своей великолепной Симфонической капеллой. Ему выпало на долю сыграть сразу три российские премьеры. Сначала – апокалиптический «Всадник на белом коне», тематически близкий «Страстям по Иоанну» Губайдулиной. Затем – «Leb’ wohl…» («Прощай…») В. Суслина (на расставанье с С. Губайдулиной), наполненное пластами сонорики, и кроме того – монументальный концерт для баяна «Под знаком Скорпиона» с мастерским солированием Ф. Липса. Под конец – премьера еще одного монументального полотна Губайдулиной «Свет конца», вызвавшего бурный восторг зала.

В камерном концерте были исполнены «Quasi hoketus» (для фортепиано, фагота и альта), «Кватернион» (для четырех виолончелей), «Мираж: Танцующее солнце» (для восьми виолончелей). Губайдулина пожелала вставить в наиболее выигрышные места программы музыку своего друга В. Суслина, столь редко звучащую у нас, – его Соната для виолончели с ударными и «Переход границы» для альта, виолончели и контрабаса прошли просто великолепно.

Мировой премьерой стал юмористический «Татарский танец» (для баяна и двух контрабасов) с пентатоникой (!). А наиболее заинтриговал инструментальный театр «Превращение» (российская премьера), где шутовски «обиженный» тромбон (О. Макаришин) упорно «боролся» с четырьмя саксофонами, а затем преобразился в серьезного «героя», сыграв благородный ансамбль со всеми, и был остановлен роковым ударом тамтама.

Отдельный концерт «Hommage à Gubaidulina», конечно же, не мог не дать М. Пекарский, которому посвящено немало сочинений Софии Асгатовны. Он сыграл со своим ансамблем уже классические для него «В начале был ритм», «Слышишь ли ты нас, Луиджи?», «Чет и нечет» и «Юбиляцию», прослоив их отличными по музыке премьерами (2011) – «Литанией» А. Вустина, сочинением «7 снов» О. Раевой и «Таинственной сагой» И. Соколова.

И вот – закрытие Фестиваля в Большом зале консерватории. Впервые музыку Губайдулиной представляет дирижер М. Агрест с оркестром Московской филармонии. Конечно, этот коллектив – не то что Капелла Полянского. Но как все звучит, прямо-таки звенит в нашем отреставрированном Большом зале! И первая же премьера – «Две тропы, Мария и Марфа» для двух альтов с оркестром – совершенно замечательна: поразительно играет молодой альтист А. Акимов (Мария), достойным партнером по ансамблю является С. Полтавский (Марфа). Это один их пиков Фестиваля. Но следуют новые премьеры: «Фахверк» для баяна, струнных и ударных, «Меж ликом надежды и ликом отчаяния» для флейты с оркестром. Да и в концерте «И: Празднество в разгаре» В. Тонха впервые сыграл партию виолончели соло. О. Худяков со своим набором великолепно звучащих флейт триумфально завершил итоговый вечер.

29 ноября 2011 года Ученый совет МГК присвоил С. Губайдулиной звание «Почетный профессор Московской консерватории» и ректор А. С. Соколов лично ее поздравил.

«Софии с любовью» – как раз то, что выразили Москва и Московская консерватория по отношению к Софии Асгатовне Губайдулиной, лично прибывшей на свой форум, – и чем она была счастлива.

Профессор В. Н. Холопова

Оставить коментарий