Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Двойной юбилей Музея имени Н. Г. Рубинштейна

№ 2 (1294), февраль 2012

Чем дольше вы смотрите назад, тем дальше видите вперед.
Уинстон Черчилль

Мысль о создании музея в Московской консерватории долго носилась в воздухе, но решение о его открытии было принято лишь 3 февраля 1910 года на заседании дирекции Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В ту пору консерваторию возглавлял М. М. Ипполитов-Иванов. Финансовую поддержку, необходимую для оборудования и оформления музея, оказали консерватория, ИРМО и один из его действительных членов, большой друг Ипполитова-Иванова – Д. Ф. Беляев (впоследствии, с 1919 года, хранитель Музея). Наконец, 11 марта 1912 года, в 31-ю годовщину со дня смерти Н. Г. Рубинштейна, в первом учебном корпусе состоялось торжественное открытие Музея имени великого артиста.

Собрание уникальных предметов, на основе которых был создан консерваторский музей, начало складываться сразу после открытия Московской консерватории (1866) усилиями Н. Г. Рубинштейна и его единомышленников, среди которых прежде всего следует назвать князя В. Ф. Одоевского – великолепного знатока музыки, ученого, писателя. После кончины Одоевского в 1869 году его вдова, выполняя волю покойного, передала в дар консерватории принадлежавшие ему обширные библиотеку и коллекцию музыкальных инструментов. Когда не стало Н. Г. Рубинштейна, его личные вещи и предметы домашнего обихода, собранные им ценнейшие рукописи, автографы, издания и иконографические материалы тоже обогатили сокровищницу Московской консерватории. Одним из крупных приобретений консерватории в конце 1880-х годов явилась коллекция музыкальных инструментов Средней Азии и Казахстана, собранная капельмейстером А. Ф. Эйхгорном. Оборудование Музея М. М. Ипполитов-Иванов поручил Е. А. Колчину – скрипачу, альтисту, педагогу, музыкальному деятелю, фотографу, занимавшему в ту пору должность библиотекаря консерватории, а впоследствии – первого хранителя и заведующего Музеем, и И. П. Петрову – смотрителю здания консерватории, великолепно разбиравшемуся во всех хозяйственных вопросах.

Однако дальнейшая судьба Музея имени Н. Г. Рубинштейна сложилась весьма не просто. В начале 1930-х годов, воспользовавшись отсутствием Е. А. Колчина, помощник ректора по хозяйственной части приказал срочно перенести все фонды и имущество Музея в Большой зал консерватории и оставить в фойе первого амфитеатра без присмотра. Многое при этом было разбито, потеряно, а может быть, и похищено, ведь в Большом зале тогда работал кинотеатр «Колосс» и перед сеансом здесь собирались зрители. Преданный своему детищу Е. А. Колчин сумел все же собрать сохранившиеся сокровища и воссоздать Музей на новом месте. Но возглавлявший Московскую консерваторию на рубеже 1920-х – 1930-х годов печально знаменитый Б. С. Пшибышевский не только добился ее переименования в Высшую музыкальную школу имени Ф. Я. Кона, но и попытался лишить своего Музея. По его распоряжению в мае 1931 года была создана специальная комиссия, которой поручили выяснить целесообразность дальнейшего существования этого отдела. Комиссия доложила, что Музей бесполезен, но его отстояли учащиеся Композиторского факультета.

22 мая 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление № 571 о должностных окладах работников музеев; в приложенном к нему перечне консерваторский музей был отнесен к музеям союзного значения второй категории. А 31 августа 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил Положение о Государственном Центральном Музее Музыкальной культуры. Уже с середины 1940-х годов из названия Музея в отдельных документах, хранящихся в Архиве Московской консерватории, исчезает имя Н. Г. Рубинштейна, хотя приказ об отмене его имени до сих пор не обнаружен. И в 1954 году Музею присваивается новое имя – М. И. Глинки, юбилей которого широко отмечался в стране. Но еще долго теперь уже ГЦММК имени М. И. Глинки продолжает находиться в Большом зале консерватории, оформлять выставки, вести свою многообразную деятельность. И только в 1964 году он переезжает в старинный особняк – памятник архитектуры XVII века «Палаты Троекуровых» в Георгиевском переулке. Так Московская консерватория окончательно лишилась своего детища.

Прошло почти 30 лет, прежде чем в феврале 1992 года Музей был восстановлен в структуре Московской консерватории (приказ № 199 от 8.08.1991). Он разместился в 318 классе Рахманиновского корпуса, директором стал профессор по истории изобразительного искусства О. С. Семенов (к сожалению, в августе 1994 года он внезапно скончался). Затем был создан Совет Музея (приказ № 118 от 4.04.1995), в который вошли представители разных факультетов и межфакультетских кафедр во главе с проректором по научной и творческой работе профессором А. С. Соколовым. Музею отдали Овальный зал в первом амфитеатре Большого зала – так он вернулся на свое старое место. 30 мая 1995 года на заседании Ученого Совета по предложению профессора А. И. Кандинского Музею Московской консерватории вновь присвоили имя Н. Г. Рубинштейна. А в сентябре Музею передали и те помещения, которые освободились после переезда Государственной коллекции музыкальных инструментов. Музей получил возможность размещать как постоянные экспозиции, посвященные истории Московской консерватории, так и временные выставки, приуроченные к знаменательным датам, в фойе первого амфитеатра и партера Большого зала.

Деятельность Музея сегодня протекает по нескольким взаимосвязанным направлениям. Важнейшее среди них – неустанное пополнение коллекции, которое зиждется на бескорыстном отношении к Московской консерватории ее профессоров, сотрудников, выпускников и их наследников, передающих в дар Музею как отдельные предметы, так и более или менее обширные фонды, включающие разнообразные экспонаты и материалы. Студенты Историко-теоретического факультета проходят в Отделе хранения Музея архивную практику. Cоздаются электронные версии как хранящихся в Музее экспонатов, так и тех материалов, которые передаются для подготовки временных выставок. Музей постоянно проводит экскурсии для гостей и слушателей Факультета повышения квалификации Московской консерватории, а также туристических групп из разных городов России и зарубежных стран. Многие материалы, собранные в Музее, опубликованы в сборниках научных трудов и журналах, в буклетах, концертных программах и газетах, размещены на страницах Интернет-сайта.

У Овального зала Музея – давние музыкальные традиции. Еще в старом здании консерватории, при жизни Н. Г. Рубинштейна, на этом месте (только двумя этажами ниже) располагался камерный зал, где время от времени проходили концерты. Музей возродил традиции музыкальных собраний, что стало возможным, когда в Овальном зале разместился рояль «Steinway», принадлежавший профессору К. Н. Игумнову, прославленному выпускнику, а впоследствии – директору нашей alma mater (раньше этот инструмент находился в 45 классе, где занимался с учениками К. Н. Игумнов). Благодаря музыкальным собраниям Музей создает дополнительные возможности для исполнительской и лекторской практики студентов и аспирантов едва ли не всех факультетов и кафедр Московской консерватории.

В нынешнем году Музей отмечает двойной юбилей. В январе 2012 г. вышло в свет праздничное издание «Музей имени Н. Г. Рубинштейна: к 100-летию со дня основания и 20-летию со дня возрождения». Предполагается публикация путеводителей по фондам Музея и их размещение на страницах Интернет-сайта Московской консерватории. В Овальном зале проходят музыкальные собрания, посвященные событию; в них принимают участие студенты кафедры камерного ансамбля и квартета (классов профессоров А. З. Бондурянского и Д. Г. Галынина) и Фортепианного факультета (классов профессоров В. В. Горностаевой, С. Л. Доренского, З. А. Игнатьевой, Р. А. Островского, Л. В. Рощиной и других).

Юбилейные даты с давних пор побуждают человечество обратить свой взор в прошлое, чтобы глубже осмыслить настоящее и попытаться заглянуть в будущее.

Директор Музея имени Н. Г. Рубинштейна
Е. Л. Гуревич

Фото Дениса Рылова, сентябрь 2011

Поделиться ссылкой: