Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Служение долгу

№ 3 (1259), март 2008

kalinin28 декабря, в канун грядущих праздников, состоялся очередной концерт Хора студентов Московской консерватории (руководитель — профессор С. С. Калинин). Вечер был посвящен 130-летию со дня рождения первого руководителя консерваторского хора в 1920-е годы, одного из основателей хорового образования в консерватории — П. Г. Чеснокова. «Павел Григорьевич сейчас чрезвычайно востребованный, распетый композитор, — сказал С. С. Калинин во вступительном слове. — Он был необыкновенно добрый человек, но в то же время очень принципиальный. Никогда не подвергал пересмотру свои дружественные отношения, даже если это были легендарные споры по ряду хороведческих вопросов, например с Н. М. Данилиным. Тот уровень высочайшей нравственности, который был заложен в образовании Синодального училища, является примером для всех нас. Примером служения общественному долгу, просветительству — не за славу, не за чины и за награды, а за радение и успехи своего хорового дела. В стремлении отдать то, что воспринял сам – отдать обществу, людям, ученикам…»

Рахманиновский зал был переполнен. Публика, валившая валом на праздник хорового искусства, сидела на подоконниках, стояла между рядами и в дверных проемах. Программа оказалась очень сложной и насыщенной. В интерпретации дирижеров-хормейстеров, выпускников факультета, прозвучала духовная и светская музыка второй половины XIX — начала XX века: Ц. Кюи (О. Парфёнова, класс профессора В. В. Контарева), П. Чеснокова (Л. Аджамоглян, класс профессора С. М. Лыкова; Д. Пекарев, класс профессора В. В. Горюнова), М. Тайчевича (Т. Федяева, класс профессора Б. И. Куликова), а также сложнейшие партитуры середины и конца прошлого столетия — Г. Свиридова (И. Лопаткин, класс профессора С. С. Калинина), Н. Сидельникова (И. Мячин, класс доцента А. М. Рудневского), А. Шнитке (О. Романенко, класс профессора В. В. Горюнова; Ф. Чижевский, класс профессора С. С. Калинина; Е. Выборова, класс профессора Б. Г. Тевлина) и наших современников — А. Ларина (И. Демидова, класс доцента В. А. Калинина), Е. Подгайца (А. Гамаюнова, класс профессора Л. З. Конторовича), Ю. Евграфова (А. Акжигитова, класс профессора Л. З. Конторовича), Ю. Потеенко (А. Анищенко, класс профессора С. М. Лыкова), А. Кравцова (М. Кравцова, класс профессора С. С. Калинина), В. Калистратова (Е. Бондаренко, класс профессора С. М. Лыкова). Студенты продемонстрировали не только хорошее знание техники и стилистики исполняемых сочинений, но и свободное владение дирижерскими навыками, раскрыв в музыке свою индивидуальность.

kalinin_tО специфике хорового образования и секретах профессии дирижера-хормейстера рассказывает заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист РСФСР, декан дирижерского факультета, заведующий кафедрой хорового дирижирования, профессор С. С. Калинин.

Станислав Семенович, 22 октября концерт Хора Московской консерватории был посвящен 150-летию со дня рождения В. С. Орлова, а сегодняшний вечер — 130-летнему юбилею П. Г. Чеснокова. Наверное, это не случайное совпадение?

Эта старая, добрая традиция. Мы все обязаны своим существованием великим русским хоровым деятелям, таким как Кастальский, Данилин, Чесноков, Никольский, А. В. Александров, которые работали в Синодальном училище и стояли у истоков дирижерско-хорового образования. В лихолетье, когда Синодальный хор и училище были упразднены, они сумели сохранить замечательные традиции, перенеся их уже в стены Московской консерватории. Но если в Синодальном училище и хоре превалировало духовно-церковное направление (хор обслуживал важные православные службы в Успенском соборе Кремля, а училище готовило прежде всего регентов), то в консерватории образование получило более светский характер. Кафедра хорового дирижирования в нынешнем ее виде тогда еще не существовала. Она была при разных факультетах и выпускала не дирижеров-хормейстеров, а инструкторов хорового пения. Но самые главные основы были заложены уже тогда. Поэтому мы всегда с глубочайшей благодарностью относимся к праотцам отечественного хорового искусства, которые дали путевку в жизнь многим выдающимся музыкантам последующего времени.
Наступивший год богат на памятные даты. Здесь и юбилей Н. М. Данилина, юбилеи С. В. Рахманинова, А. В. Александрова, В. П. Мухина. 28 декабря мы отметим 100-летие со дня рождения В. Г. Соколова. Обычно к этой дате наша кафедра приурочивает итог работы за семестр. В этом году мы хотим посвятить В. Г. Соколову целый фестиваль. Я благодарен и Владиславу Геннадьевичу, и Судьбе за то, что 4 года работал в его знаменитом детском хоре. Это была великая школа! В. Г. Соколов чрезвычайно любил детское хоровое воспитание, поэтому в одном из концертов выступят детские хоры. Пройдут также концерты, руководимые его учениками, среди которых известные хоровые деятели России. И, наконец, 28 декабря состоится торжественное закрытие фестиваля. В заключительном концерте, где мы снова хотим продемонстрировать уровень подготовки наших студентов-дипломников, выступит Хор Московской консерватории.

chesnokovЧто изменилось на кафедре хорового дирижирования со времен П. Г. Чеснокова? Повысился ли уровень дирижерского мастерства?

Конечно, руководя хором Московской консерватории, П. Г. Чесноков своим авторитетом и знаниями, мудростью и опытом создавал определенную хормейстерскую школу. Он работал не так уж долго (с 1923 по 1925 гг. и в начале 1930-х), но сумел сформировать важнейшие профессиональные направления. Они всегда развивались — менялись учебные планы, часы работы хорового класса, который, кстати, всегда является основой воспитания хормейстера. Раньше наши студенты проходили практику только с IV курса — это было очень мало! Теперь, благодаря созданию курсовых коллективов, «выход» на хор получили все учащиеся, начиная с I курса. Это очень продуктивно и дает хорошие результаты.

…о чем свидетельствовал последний концерт, уровень которого был очень высок. Как педагогам кафедры удается достигать подобных результатов?

В свое время мы четко установили направления работы каждого курса. I курс — это западноевропейская романтика, прежде всего немецкая, а также французская, славянская, английская музыка XIX века. Программа II курса основана на изучении русской хоровой классики, преимущественно миниатюр светского и духовного содержания, а также классических обработок русских народных песен. III курс построен на музыке эпохи Возрождения. Это неслучайно: к сочинениям Палестрины и его окружения студенты должны подходить постепенно, уже имея представления об эстетике звука и классическом вокальном стиле. Наконец, IV курс — современная отечественная музыка, к которой относятся сложные, порой недавно созданные сочинения. К этому времени работа идет уже с большим хором, объединяющим IV и V курсы. Естественно, что к выпускному году студенты приходят с хорошими навыками и, надо сказать, довольно-таки убедительно демонстрируют это в концертах.

Сочинения, исполненные в концерте, были подобраны очень удачно: они соответствовали внутреннему миру молодых хормейстеров. Как происходит выбор дипломного произведения? Принимают ли в этом участие сами студенты?

Безусловно. Это совместная работа. Вся программа — и отбор сочинений, и предварительный показ — обсуждается в классах с педагогом и с руководителем хорового класса. Многие годы кафедра определяет направление дипломных работ. Последнее время у нас был приоритет русской хоровой музыки — отечественных хоровых произведений а’cappella. Для сочинений с сопровождением мы даем студентам свободный выбор. При этом, безусловно, учитываются пожелания студентов, их вкусовые пристрастия. Но, вместе с тем, нужен мудрый совет кафедры и руководителя.

Концерты факультетского хора всегда проходят при полном аншлаге. Можно ли говорить о том, что интерес к хоровому искусству возрождается?

Сейчас необыкновенно ощущается жажда вслушивания в хоровую звучность. Хоровое искусство востребовано везде. В любом другом городе, несмотря на большие трудности, есть хорошие хоры, много детских коллективов. Если раньше государство уделяло внимание развитию самодеятельности, любительского хорового движения, то сейчас это — забота энтузиастов, людей, имеющих настоящее призвание к подобной деятельности. А она очень сложна!

Так, в апреле наш хор отправляется с просветительской миссией в Кострому. Мы не только даем концерт, но и устраиваем творческую встречу с хормейстерами, руководителями хоров, детских коллективов всей области. Ведь хоровое искусство — это еще и общественное дело! Потому что хоровое образование — самое демократичное: не нужны ни инструменты, ни какие-то изысканные аудитории. Нужно только желание людей и опыт руководителя. Умение зажечь, найти, воспитать, отшлифовать таланты и дать путевку в жизнь. В этом наша судьба, наше предназначение.

Материал подготовила
Мария Макарова

Оставить коментарий